Вы уверены, что Ваша аудиосистема звучит на все 100 %? Не торопитесь с ответом. В любом случае - это всё ещё, далеко, не «Magic Sonic»…

Акустика / Книга Dr.Sound / Введение

АКУСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМНАТЫ

1. Введение

(Последнее редактирование 06.05.2012г.)

     Я уверен, что немногие, даже из тех, кто уже давно и серьёзно занимается высококачественным звуковоспроизведением и, естественно, имеет достаточно дорогостоящую стереосистему или аудио-систему домашнего кинотеатра, установленные в специальноотведённом для этого помещении (домашней музыкальной студии или, как её чаще называют – комнате для прослушивания), хотя бы немного знакомы с ОСНОВАМИ АКУСТИКИ ПОМЕЩЕНИЙ. Однако, значение этого важнейшего аспекта, необоснованно недооцениваемого из-за отсутствия тематической информации, изложенной в доступной форме, для высококачественного звуковоспроизведения настолько велико, что в большинстве случаев он на равных конкурирует с качеством используемых основных электронных аудио-компонентов.

      В принципе, разговор о ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОМ ЗВУКОВОСПРОИЗВЕДЕНИИ корректен только при условии обязательного сочетания четырёх основополагающих факторов:
1). наличия качественной записи музыкальной информации на CD или LP;
2). использования аудио-компонентов достаточно высокого класса;
3). правильного размещения акустических систем и кресла слушателя в музыкальной комнате;
4). оптимизации акустической среды комнаты для прослушивания музыки.

      Причём, в аспекте высококачественного звуковоспроизведения, при несомненной важности каждой из перечисленных позиций, вопрос оптимизации акустической среды музыкальной комнаты имеет особое значение. Дело в том, что пока Вы не оптимизировали акустическую среду в своей комнате прослушивания, рассуждения о «качестве записи» или о «качестве аппаратуры» абсолютно беспредметны и необъективны. Вы искренне уверены, что слышите именно звучание стереосистемы, и реально можете оценить качество записи, но это совсем не так! Сейчас я Вас сильно разочарую. На самом деле, Вы слышите результат сложного акустического взаимодействия того, что Вы подразумеваете под «собственным звучанием аппаратуры» с мощными акустическими аномалиями, обусловленными параметрами самого помещения, в котором прослушивается музыка.

     Все Вы, без сомнения, замечали, что одна и та же аппаратура абсолютно по-разному звучит в различных помещениях и даже при изменении местоположения АС в пределах одной и той же комнаты. Кроме того, звучание одной и той же аудио-системы разительно отличается при её прослушивании в пустых комнатах с "голыми" стенами и в таких же комнатах, но с обилием мягкой мебели, ковров, портьер и т.д., даже если АС и кресло слушателя в обоих случаях находятся в одинаковых позициях. Также невозможно не заметить разницы в особенностях звучания музыкальных программ в маленьких и просторных помещениях. В большинстве случаев негативное влияние акустической среды помещения настолько велико, что ни о каком «собственном звучании аппаратуры» и речи быть не может? Кстати, вопреки представлениям основной массы аудиофилов и меломанов, большая часть отрицательных моментов, портящих субъективное представление от прослушивания музыки, обусловлена именно пагубным влиянием акустической среды неподготовленного для этих целей помещения, а вовсе не качеством прослушиваемых акустических систем, используемых аудио-компонентов или записей. Причём, страдает не только «качество звука», но также и важнейшие характеристики звуковой стерео-сцены (размер, глубина, образность, пространственность).

      Отсюда, вполне естественный вывод - реально оценить потенциал стереосистемы (или системы домашнего кинотеатра) и делать объективные выводы, относительно качества её отдельных аудио-компонентов, а также качества записи на музыкальных носителях, корректно только при условии, что сама музыкальная комната не оказывает значительного негативного акустического влияния на звуковоспроизведение в ней. Проще говоря, необходимо принять меры для того, что бы комната "не мешала" слушать музыку.

     Решение этой проблемы предусматривает два последовательных комплекса мероприятий, конечной целью которых является оптимизация акустической среды комнаты для прослушивания в ней музыкальных программ. Во-первых, нужно правильно разместить АС и кресло слушателя в пространстве музыкальной комнаты, что, практически без каких-либо материальных затрат, позволяет существенно ослабить проявления основных акустических проблем помещения. А, во-вторых, рекомендуется произвести акустическую обработку музыкальной комнаты с использованием специальных устройств (речь, о которых пойдёт в последующих главах) или (в бюджетном варианте) некоторых предметов интерьера. Цель акустической обработки - окончательное приведение основных характеристик акустической среды конкретного помещения в соответствие с рекомендациями и звуковыми предпочтениями владельца музыкальной комнаты. Полноценная акустическая обработка музыкальной комнаты - дело непростое и недешёвое, однако, это реально является непременным условием для достижения «Magic Sonic». А это того стоит! Согласитесь!

    Хотя, в жизни всегда есть место альтернативе... Например, можно продолжать бесконечно менять аудио-компоненты, подбирая те из них, которые в имеющихся условиях будут звучать предпочтительнее. Однако, яме, обычно противопоставляется холм и наоборот, поэтому трудно представить себе, что в нелинейных условиях компонент с линейной характеристикой окажется наилучшим... Да и вопрос о "накладности" акустических решений в данном случае вряд ли актуален...  

      В своём трактате "Акустическая философия музыкальной комнаты" я постарался донести до понимания как можно большей аудитории ценителей качественного звука особую значимость влияния акустической среды музыкальной комнаты на качество, воспроизводимых в ней музыкальных программ. Именно игнорирование данного вопроса является причиной того, что во многих случаях даже весьма дорогостоящая аппаратура "звучит" только вполовину своих реальных возможностей, вызывая недоумение владельцев и порождая бесконечные споры по поводу несостоятельности аудиокомпонентов или носителей музыкальной информации.

     За рубежом первые тематические публикации появились около трёх десятков лет назад. На просторах же СНГ в течение последнего времени, с моей точки зрения, наиболее авторитетными людьми, достаточно широко и серьёзно освещающими данную тему являются только А.М. Лихницкий (авторитетный российский специалист в области высококачественного звуковоспроизведения, автор ряда серьёзных статей, посвящённых акустике комнат прослушивания) и Андрей Смирнов, практический инженер–акустик, автор многочисленных действующих акустических проектов различного масштаба, модератор специализированных сайтов Acoustic.com.ua и Soundmoderator.org, а также автор целой серии тематических статей. Очевидно, именно этим можно объяснить тот факт, что до сих пор о влиянии акустической среды помещения на качество звуковоспроизведения в нём основная масса аудиофилов или вообще ничего не слышала, или имеет очень поверхностные и, зачастую, ошибочные представления.

     К сожалению, не имею специального технического образования и, соответственно, не являюсь дипломированным инженером-акустиком, однако, будучи человеком увлечённым и скурпулёзным, я достаточно давно занимаюсь изучением данного вопроса. Естественно, что на определённом этапе этого процесса у меня возникло желание поделиться накопленными знаниями с "братьями по оружию", что, собственно, и явилось причиной создания тематического сайта Doctor-sound.com.ua. При написании трактата "АКУСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМНАТЫ", являющегося основой сайта, я использовал самую разноплановую тематическую информацию, как с отечественных, так и с зарубежных источников. В отличие от уже имеющихся интернет-ресурсов, тщательно проанализировав, обобщив и систематизировав всю имеющуюся информацию, я постарался представить её в понятной и доступной форме даже для неискушённого, но интересующегося вопросом человека. 

      ПРАВИЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АКУСТИКЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМНАТЫ, несомненно, является чрезвычайно полезным для каждого ценителя качественного звука.

     Уверен, что моя книга для кого-то станет «букварём по акустике», для кого-то - «тематическим путеводителем», а для кого-то - ничем иным, как «ПРАКТИЧЕСКИМ РУКОВОДСТВОМ ПО КАРДИНАЛЬНОМУ УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗВУЧАНИЯ АУДИОСИСТЕМЫ».

     В качестве интриги приведу несколько цитат известных зарубежных специалистов в области высококачественного звуковоспроизведения:

     «Многое из того, что мы думаем, что знаем про аудио, есть чушь собачья... Аудио представляет собой индустрию, которая, к великому сожалению, буквально кишит всякими «идеями» и убеждениями, которые начисто лишены всякой физической основы. Этот бизнес и без того достаточно труден, чтобы наполнять его еще всякими полуправдами и «фольклором". Понимание хотя бы самых основ комнатной акустики, а также того, как комнаты и АС взаимодействуют друг с другом, способно существенно приблизить нас к главной цели - поистине превосходному звучанию». 

Вице-президент Харман Интернейшнел Floyd Toole.       

     «…Вы никогда не сможете реально оценить весь потенциал Вашей звуковоспроизводящей системы без проведения правильной акустической обработки комнаты прослушивания».

J. Peter Moncrieff.

     «…качество звучания зависит от акустики помещения ничуть не меньше, чем от качества аппаратуры».

     Д. Льюис.    

     «Да простит меня Rodney Dangerfield, но это напоминает «звуковую пошлость». Меломаны практически единогласно упорно отказываются признать, что самый важный компонент в цепи воспроизведения - это непосредственно комната прослушивания. Однако мы утверждаем, что ни один из компонентов аудиосистемы не оказывает такого же значимого воздействия на звук, как комната, в которой она установлена. Проще говоря, Вы никогда не услышите потенциала своей, даже самой дорогостоящей аудиосистемы, если Вы не уделили должного внимания акустике помещения, в котором она установлена...».

Jon T. Gale.    

     «Адекватная акустическая обработка комнаты прослушивания приносит более значительный эффект, чем любые обновления Вашего электронного оборудования. Чем меньше комната, тем большее негативное влияние она оказывает на звук. Чем больше бас-продуктивность Вашей системы, тем большего внимания требует акустическая коррекция Вашей комнаты прослушивания».
    «Прослушивание прекрасных громкоговорителей в комнате с собственными резонансами искажает собственное звучание спикеров. То же самое относится и к любому другому компоненту аудиосистемы. Собственный звук комнаты может быть доминирующим и преодолеть его не сможет никакое, даже самое высококачественное оборудование».

Ann Turner.    

     В своей статье «Его Величество Звук» (эссе об основах акустического дизайна помещений) Андрей Гнутик пишет: «…Хорошо известно положение, что плохое с точки зрения акустики помещение способно «убить» звучание любой аппаратуры. Приводятся даже оценки, что на долю искажений, вносимых комнатой прослушивания, приходится от 30% до 60%... Повышение качества записи, носителя и аппаратуры неизбежно вызывает новые требования к качеству прослушивания. В этом смысле появление и развитие такого направления развития аудио и видео интересов человека, как акустический дизайн - вполне закономерно. Ведущие продавцы аппаратуры уже в большинстве своем имеют так или иначе сконструированные комнаты прослушивания, а сдача нового магазина по продаже компонентов High-End или Home Theater  без такой комнаты - уже моветон. Видимо не за горами то время, когда акустическая обработка помещений превратится из «редкоземельного» элемента в элемент обихода…».

      Информация, изложенная на сайте в равной степени актуальна для оптимизации акустической среды как музыкальных комнат, так и домашних кинотеатров.   

 P.S. -------------------------------------------------------------------------------------

1). Основой сайта является мой трактат "Акустическая философия музыкальной комнаты" (или "Практическое руководство по кардинальному улучшению качества звучания аудиосистемы"):
-Отдельные главы данного трактата хотя и являются достаточно самостоятельными, однако информация, содержащаяся в них, изложена в определённой последовательности  от простого к более сложному. Поэтому для облегчения восприятия этого достаточно сложного и объёмного, но жизненно необходимого для любого истинного ценителя качественного звука материала, я рекомендую читать всю статью целиком от начала до конца.
- Для удобства восприятия самые важные фрагменты текста выделены «жирным» шрифтом и написаны заглавными буквами, менее значимые – просто «жирным» шрифтом. Это позволяет, в случае необходимости, сосредоточиться только на основных моментах, опуская некоторые, сложные, при первом прочтении, с Вашей точки зрения, детали.
- Читатели, имеющие некоторые познания и опыт в области акустики помещения, могут ознакомиться с главами избирательно, но, уверяю Вас, что в любой из глав обязательно найдётся много новой и важной информации даже для посвящённых. Кстати, в основном, для данной категории читателей написаны разделы с пометкой «Для особо любопытных и «продвинутых»».
- Находясь на любой странице, Вы можете воспользоваться базой терминов и сокращений, используемых в данной статье.
- Данный трактат не является законченным трудом. По мере поступления новой информации, а также по мере поступления вопросов и пожеланий от читателей, формат и текст данной статьи будут постоянно корректироваться и дополняться.

2). Задать вопросы, изложить свою точку зрения по данной теме, а также поделиться собственным опытом инсталляции АС и результатами акустического тюнинга собственной музыкальной комнаты Вы можете в соответствующих разделах тематического форума «АКУСТИКА МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМНАТЫ».

3). Дабы не ограничивать посетителей только вопросами акустики на сайте существует общий "АУДИО-ФОРУМ" со стандартными разделами: аудио, аудио-магазин, системы участников и т.д.

4). В разделе "СТАТЬИ" имеется подборка разноплановых статей, которые, с моей точки зрения, могут быть интересными посетителям сайта. 

5). В соответствующем подразделе желающие могут оформить заказ на изготовление специальных устройств, предназначенных для акустической обработки музыкальной комнаты (бас-ловушек различного типа, широкополосных звукопоглотителей, акустических диффузоров).

6). Предложения и замечания по работе сайта, а также предложения по размещению нового контента можно отправить на личную почту Dr.Sound.

 

     «ИГНОРИРОВАНИЕ ОЧЕВИДНОЙ ПРОБЛЕМЫ НЕ ДЕЛАЕТ ЕЁ МЕНЕЕ СЕРЬЁЗНОЙ И, ТЕМ БОЛЕЕ, НЕ ИСКЛЮЧАЕТ ЕЁ СУЩЕСТВОВАНИЕ».

Dr.Sound 

ВНИМАНИЕ