Вы уверены, что Ваша аудиосистема звучит на все 100 %? Не торопитесь с ответом. В любом случае - это всё ещё, далеко, не «Magic Sonic»…

Акустика / Книга Dr.Sound / О чём эта статья и для кого она написана

АКУСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМНАТЫ

2. О чём эта статья и для кого она написана

(Последнее редактирование 29.05.2012г.) 

«Все мы должны постоянно экспериментировать со звучанием для повышения его качества любыми способами и в любых условиях. Тогда и только тогда у нас появится некоторая уверенность в том, что звучание, которое мы слышим у себя дома или в своём авто, максимально соответствует тому, что было задумано самими исполнителями. Главными врагами этих наших усилий являются невежество и безразличие».

Вице-президент Харман Интернейшнел Floyd Toole. 

Очень часто при прослушивании музыки многие из нас не могут избавиться от смутного ощущения, что музыка всё же звучит «как-то не так!». Так же часто можно услышать примерно следующее: то бас «гудит» или, наоборот, его слишком мало, то «середина» «смазанная» или «проваленная», то «каша» на средних частотах в насыщенных фрагментах фонограммы, то «нет прозрачности» звучания и т.д. и т.п. И примечательно то, что именно это, а не сама музыка, в большинстве случаев, становится «камнем преткновения пылких дискуссий» в аудиофильской среде. Причём, «яростными радетелями» за «чистоту звука» сразу же объявляется решительная и бескомпромиссная «охота на ведьм». Они тут же, наперебой, бросаясь из крайности в крайность, начинают обвинять во всех грехах всё, что угодно: от «позорной» записи на CD или LP до «голимых» акустических систем, «отстойных» аудиокомпонентов, не забывая также: кабели, подставки, фазировку, сеть и т.д. А дальше начинается «самое интересное» - неудовлетворённые «охотники за качественным звуком» в поисках того места, «где собака зарыта», начинают беспрецендентный по затрате времени, денег и нервов процесс, главная суть которого заключается в бесконечной веренице абсолютно бессмысленых замен как отдельных аудиокомпонентов, так и всего имеющегося в наличии комплекта аппаратуры! И всё бы - ничего, «…да только судно из гавани ни на шаг! А дело было в простой причине – просто паруса на судне нет в помине!» (слова из песни Андрея Макаревича). Так в чём же дело и о каком таком «парусе» идёт речь? Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

 

Какие же акустические проблемы мы наиболее часто субъективно воспринимаем при прослушивании музыки?

1). Низкочастотное «гудение» (гул). Многие слушатели утверждают, что это им нравится, они даже придумали специальный термин – «мясо». Вы можете возмутиться: «кто же не любит мощный бас, ведь на нём же, в большинстве случаев, строится вся музыкальная композиция!». Целиком и полностью согласен, но почувствуйте разницу между фразами «мощный бас» и «грязный гудящий бас».

Внимательно прислушайтесь к звучанию Вашей аудиосистемы:
- бас чрезмерно мощный, «сотрясающий грудную клетку», но «грязный», в некоторых фрагментах фонограммы отчётливо слышно «хрипение» или «хрюканье»;
- в общем низкочастотном гуле отдельные басовые партии практически неразличимы;
- партии основных музыкальных инструментов и вокала нечёткие, «смазанные», говоря словами J.P.Moncrieff, «они как бы тонут в море сплошного низкочастотного гула»;

Если описанная картина напоминает то, что Вы услышали – это очевидный результат влияния на субъективное звуковосприятие акустики помещения, а именно, комнатных низкочастотных резонансов. Заметьте, Ваша аппаратура здесь абсолютно ни при чём!

По общепризнанному мнению большинства специалистов в области высококачественного звуковоспроизведения: качественный бас должен быть мощным, но «коротким» и «плотным», как туго натянутый батут, а не «размазанным», «гудящим» или «бубнящим».

2). Отсутствие баса (слабый бас). Как ни странно, но эта проблема, обусловлена всё теми же комнатными резонансами, а так же взаимодействием основного звука, исходящего непосредственно из динамиков с его собственными отражениями от ближайших стен, пола и потолка (так называемый SBIR – эффект). И снова – дело не в аппаратуре! 

3). «Бубнение» придаёт звучанию гулкий характер, но в отличие от резонансного гула, описанного выше, «бубнение» имеет место на верхне-басовых частотах, в результате чего трудно различить конкретные партии  басовых инструментов так, как все ноты звучат одинаково «глухо» и «смазано». Субъективно, на частоте звучания бас-гитары наблюдается назойливое монотонное «бубнение», из-за которого очень скоро полностью пропадает интерес к дальнейшему прослушиванию - феномен «быстрой утомляемости» от прослушивания. Эта акустическая аномалия является результатом отражений басовых волн от ближайших к АС стен, пола и потолка. Опять же, виновником является акустика помещения!

4). Неприятный резкий «кричащий» «металлический» акцент на средних частотах придаёт звучанию «порхающее эхо» («флаттер»). Это явление, как и предыдущие, также является атрибутом акустики помещения.

5). Неестественное искажённое звучание на средних частотах с явным акцентированием одной или нескольких конкретных частот, как правило, сопровождающееся «смазанностью» стерео-сцены. При этом может иметь место практически полное «выпадение» отдельных партий музыкальных инструментов. Данная акустическая аномалия является результатом пагубного влияния на звук интенсивных отражений от стен, пола и потолка комнаты, а именно, так называемого эффекта «гребенчатой фильтрации». То есть, причина всё та же – акустика помещения!

6). Звучание аудиосистемы чрезмерно «жёсткое», «резкое», «смазанное», «слишком много воздуха». Субъективно, партии основных музыкальных инструментов и вокал – сливаются, неразборчивы или, как говорят, «каша» на средних частотах. Всё это сопровождается «размытостью» стерео-сцены. Как правило, такая ситуация наблюдается в малогабаритных пустых помещениях с «голыми» стенами и незашторенными окнами. Резюме: Ваша музыкальная комната акустически чрезмерно «живая», причина - послезвучия. Даже странно, опять ни слова об аппаратуре!

Этот случай прямо противоположен ситуации, описанной выше - комната чрезмерно «переглушена», то есть, она является акустически «мёртвой». Причина - наличие в комнате большого количества ковров, толстых драпировок и мягкой мебели.

8). Отсутствие объёмности и детальности звуковой сцены, то есть, стерео-сцена воспринимается не в виде цельного широкого трёхмерного звукового пространства с чёткой локализацией исполнителей по всему её пространству, а лишь на уровне - «что-то пролетело из одной «колонки» в другую» или когда отдельные музыкальные инструменты «откровенно» звучат только из левой или правой акустической системы. Если называть всё своими именами, то СТЕРЕО здесь ПРОСТО НЕТ. Данная ситуация обусловлена неправильным размещением акустических систем и кресла слушателя в музыкальной комнате, а также отсутствием её акустической обработки. К сожалению, эта ситуация типична для большинства домашних музыкальных комнат.

          Итак, как Вы сами видите, в большинстве случаев главным виновником неудовлетворённости от прослушивания являются именно акустические проблемы помещения, В КОТОРОМ проСЛУШивается музыка, причём компенсировать их за счёт повышения класса используемой аудио-аппаратуры невозможно!

Я не «бросаюсь в крайности» и ничуть не умаляю важности вопроса о качестве аудио-компонентов, поскольку высококачественное звуковоспроизведении, само по себе, подразумевает использование аппаратуры соответствующего класса – это аксиома. Естественно, такие же требования предъявляются и к качеству носителей музыкальной информации (CD и LP). Однако, я хочу донести до Вашего понимания тот неоспоримый факт, что В плохом с акустической точки зрения помещении – стоимость аппаратуры не имеет решающего значения! Впрочем, я думаю, вышеизложенной информации вполне достаточно для осознания несомненной важности аспекта акустики помещения, конкурирующего по значимости с классом самих аудио-компонентов.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

 «У большинства людей давно сформированы устойчивые ложные представления о том, каким должен быть звук, то есть,  все их «мнения» и суждения основываются не на объективно хорошем звуке, а на звуке, который по той или иной причине приятен лишь им одним. Лишь ничтожный процент аудиофилов отдает себе отчет, что хорошему звуку, точно также как и хорошему вкусу, нужно учиться. И что ничего зазорного в этом нет».

Raoul Sanchez.

Сделать не только можно, но и нужно! Я бы даже сказал – «это сделать просто необходимо!» Но, как известно, для того, что бы чего-то добиться, необходимо чётко представлять себе: что, как и для чего нужно делать. И коль музыка – это искусство, а акустика – это наука, давайте отбросим для начала всё сверхъестественное, спорно-неоднозначное, а также сугубо субъективное, и начнём с очевидного. Ведь законы физики и, соответственно, законы акустики, пока ещё никто не отменял! Итак, запомните:

 

1). То, что Вы слышите в своей музыкальной комнате – это не «звук АС», не «звук усилителя», не «звук CD-плеера/LP-проигрывателя» и, тем более, не звук записи на CD/LP… Дело в том, что качество звучания музыки в конкретном помещении определяется сложным взаимодействием «собственного звука» конкретной пары АС (в случае со стереосистемой) и массы отражений этого звука от стен, пола и потолка данного помещения. Для упрощения понимания, вопрос класса аудио-компонентов и носителя музыкальной информации по умолчанию принимается, как идеальный. Именно поэтому, все утверждения типа - «эти колонки звучат, а эти – нет…», а также «горячие» споры по поводу качества отдельных аудио-компонентов и носителей музыкальной информации в акустически неподготовленном помещении, как минимум, некорректны. Скептики могут легко убедиться в этом, просто переместив свои АС на относительно небольшое расстояние от привычной позиции или, изменив точку прослушивания. Причём всё это – в пределах одной и той же комнаты.  

 

Таким образом, всё, что можно сказать по поводу результатов прослушивания, это всего лишь субъективная оценка звучания конкретных АС, размещённых в конкретном месте конкретного помещения (если, конечно, прослушивание не производилось в условиях специальной заглушенной камеры, - это, собственно, единственный случай, когда можно услышать именно звук самих акустических систем).

 

2). Для получения качественного звука, помимо наличия классной аудиоаппаратуры и оригинальных носителей музыкальной информации, необходимо минимизировать искажающее влияние акустической среды музыкальной комнаты на звучание АС. Причём, как уже говорилось выше, акустика конкретной комнаты зависит только от параметров самого помещения и не имеет никакого отношения к качеству аудио-компонентов.

 

Таким образом, акустическая среда музыкальной комнаты является неотъемлемой составной частью единой АУДИОСИСТЕМЫ, наряду с комплектом аудио-компонентов и АС.

 

3). В свою очередь, коррекция акустической среды конкретной музыкальной комнаты в зоне прослушивания осуществляется в два этапа. Первый – это правильное позиционирование АС и кресла слушателя в пределах помещения и, второй – это акустическая обработка стен, пола и потолка музыкальной комнаты. Конечной целью этих мероприятий является решение двух основных акустических задач: ослабление искажающего влияния на звук акустических проблем помещения и формирование объёмной и образной звуковой стерео-сцены.

 

В большинстве случаев это позволяет буквально «заново открыть» для себя свою собственную фонотеку и надолго «отбивает охоту» бесконечно менять аппаратуру, напрасно теряя деньги, время и нервы.

P.S. -------------------------------------------------------------------------------------

 Исходя из вышесказанного, можно сделать абсолютно очевидные выводы:

 1). Без правильного размещения акустических систем и кресла слушателя в комнате, предназначенной для прослушивания музыки, разговор о СТЕРЕО – «пустой звук»! Ситуация абсолютно абсурдна – все мы слушаем СТЕРЕО, но большинство из нас его не слышит!

 

 Качественная звуковая сцена (soundstage) - это звуковое пространство, открывающееся перед слушателем в процессе прослушивания аудиосистемы, характеризующееся такими основными параметрами, как: ширина, высота и глубина. С данным понятием неразрывно связано другое, не менее важное понятие, а именно, СТЕРЕОКАРТИНА (Stereo Imaging), которая, по сути, является дополнительной характеристикой звуковой сцены, а, фактически, ни чем иным, как её образностью. Этот параметр определяет величину и локализацию музыкальных образов на звуковой сцене.

 

Правильно сформированная звуковая сцена субъективно воспринимается в виде сплошного звукового занавеса, простирающийся влево/вправо не только за пределы области, ограниченной позицией АС, но даже за пределы комнаты, ограниченные боковыми стенами, а по высоте – выше её реального потолка. Таким образом, создаётся ситуация, при которой стены и потолок комнаты как бы «растворяются» в воздухе. Музыкальные образы распределяются на звуковой сцене не только слева/справа, но и по глубине сцены, то есть, дальше/ближе, а также по её высоте: выше/ниже. Помимо этого, музыкальные образы имеют реальный масштаб.

 

Однако, воссоздать объёмную образную звуковую сцену можно только при условии правильного размещения АС и проведения адекватной акустической обработки музыкальной комнаты.

 

2). Абсолютно любая комната, предназначенная для прослушивания музыки, нуждается в акустической обработке. Без этого разговор о высококачественном звуковоспроизведении, в принципе, беспредметен. С этого нужно начинать!

 

3). Лучше один раз потратить, пусть и немалые деньги, на акустическую обработку своей музыкальной комнаты, чем бесконечно и безрезультатно менять аппаратуру в напрасной надежде получить «MAGIC Sonic»в помещении, в котором это в принципе невозможно. В акустически плохом помещении даже самая дорогая аудиотехника, в лучшем случае, будет звучать только в половину своих потенциальных возможностей! А по поводу «немалых денег» - посчитайте, сколько Вы уже потратили на свою технику и фонотеку и сколько ещё потратите на «улучшение звука», если пойдёте старой «проторённой» дорогой… 

Dr.Sound 

 

ВНИМАНИЕ