• Реклама
  • Реклама
  • Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
Акустическая обработка фронтальной стены
Dr.Sound Не на форуме
Акустическая обработка фронтальной стены / 03-12-2014, 19:26
Сообщение: #1
Некоторые соображения по поводу акустической обработки фронтальной стены.
Обычно, на фронтальной стене в небольших комнатах достаточно редко используют звуковые рассеиватели, гораздо чаще - звукопоглотители. И это, в общем-то, понятно - и в концепции LEDE говорится об этом, и на практике такое решение, как правило, позволяет достичь желаемых характеристик звуковой сцены.
Но, по результатам моих наблюдений, в некоторых случаях, "подглушивание" центральной области фронтальной стены влечёт за собой потерю "воздушности"/"лёгкости" звучания, по этой причине иногда эту область предпочитают оставлять акустически необработанной или используют разнообразные варианты резонаторов Гельмгольца, отражающих ВЧ/ВСЧ.
Я встречал в нескольких проектах КДП (правда, в довольно просторных), расположенную в центральной области фронтальной стены, вертикальную рассеивающую полу-цилиндрическую конструкцию достаточно большого диаметра, отделанную камнем. Если не ошибаюсь, такое акустическое решение описывал Ф.Ньюэлл и даже приводил расчёт диаметра конструкции, в зависимости от размеров комнаты...
Недавно проводил эксперимент в своей КДП. В качестве импровизированного рассеивателя использовал пластиковую толстостенную бочку диаметром около 50 см. и высотой около метра, установленную непосредственно на аппаратурную стойку по центру фронтальной стены Большая улыбка.
Результат превзошёл все ожидания - глубокое непрерывное "полотно" звуковой сцены, более "чистое" звучание СЧ и ВЧ диапазонов и при этом - "лёгкость" и "воздушность" звучания. Теперь планирую монтаж капитальной конструкции.


Прикрепления Изображения
   

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
valerian Не на форуме
RE: Акустическая обработка фронтальной стены / 08-12-2014, 22:44 (Отредактировано 04-03-2015 в 16:02 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #2
Здравствуйте Виктор. Меня тоже очень интересует вопрос обработки центральной части фронтальной стены.Как Вы считаете, ведь у диффузора Шрёдера диаграмма рассеивания полу-цилиндрическая. Если применить его в центральной части фронтальной стены вместо цилиндрической конструкции эффект будет такой же?
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Акустическая обработка фронтальной стены / 09-12-2014, 08:56 (Отредактировано 09-12-2014 в 08:59 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #3
Валерий, добрый день.
Я уже говорил, что вопрос акустической обработки центральной области фронтальной стены вовсе неоднозначен... Во многих случаях таки предпочтительнее поглощение, причём, иногда - это ВЧ/СЧ поглощение (пористые поглотители), а иногда - только СЧ поглощение (например, перфорированные панели). В некоторых же системах более предпочтительным может оказаться использование рассеивателей. Думаю, в каждом конкретном случае этот вопрос нужно решать индивидуально Nujnopodumat.
Диаграмма рассеивания одномерного диффузора Шрёдера, в отличие от простого полу-цилиндрического дефлектора, действительно, гораздо более равномерна и имеет более или менее полуцилиндрическую форму. Думаю, вполне можно говорить об его использовании в центральной области фронтальной стены вместо цилиндрической конструкции - предполагаемый эффект должен быть аналогичным. Но, опять же, вопрос состоит только в том, насколько будет удачным такое решение в конкретном случае...
Судя по нашей переписке, у Вас в наличии имеются диффузоры Шрёдера - так почему же просто не провести практический эксперимент и не поделиться полученными результатами? Большая улыбка.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
valerian Не на форуме
RE: Акустическая обработка фронтальной стены / 09-12-2014, 10:25 (Отредактировано 04-03-2015 в 16:06 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #4
Здравствуйте Виктор. Меня очень заинтересовал эксперимент с бочкой. Сам я уже очень долгое время бьюсь с проблемой целостности и пространственности сцены. До сих пор не решенным остается вопрос центральной части фронтальной стены. Я применял различные варианты конструкций и материалов. При подглушивании данного участка стены голос вокалиста становится как бы естественным приятным но исчезает динамика инструментов воспроизводимых по центру. Далее я применял диффузоры Шрёдера седьмого порядка 0,8 х0,8 м., меняя их ориентацию по разному. Эффект был такой - ВАУ!!! Я думал что наконец нашел решение. Но при дальнейшем прослушивании стал отмечать-инструменты звучат эффектно ярко но голос вокалиста стал хилым и как бы отодвинулся назад. Да и вся середина сцены звучит иначе, не склеивается в одно целое полотно. Затем я гнул из листов OSB 6 мм. выпуклые конструкции диаметром около 2 метров и заполнял их тяжелым роквулом стропроком ,надеясь объединить эффект рассеивания и поглощения. Но то ли я не угадал с диаметром, то ли недостаточно массивная поверхность получилась результат меня тоже не порадовал. Сейчас у меня в центре фронтальной стены стоит блок диффузоров Шрёдера развернутых тыльной стороной к слушателю размером 0,8 х 2,1 м. очень массивные выполненные из ДСП 16 мм. Еще хотел бы отметить один очень важный момент - после окрашивания поверхности ДСП акриловой водоэмульсионной краской без грунтовки параметры звуковой сцены стали ровнее и слушать стало приятнее. Виктор, не оставляйте тему с цилиндром в районе центра фронтальной стены. Хотелось бы больше информации о параметрах цилиндра ,материалах и месте установки. С ув. Валерий.
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Акустическая обработка фронтальной стены / 09-12-2014, 12:08 (Отредактировано 09-12-2014 в 17:42 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #5
Валерий, меня тема построения звуковой сцены интересует очень давно. Много прочитал, много экспериментировал, много беседовал по этому поводу с "братьями по оружию" Smile.
Много раз замечал, что подглушивание этой зоны пористыми абсорберами иногда вызывает эффект "ватности" звучания (особенно это было выражено при относительно малом расстоянии "АС-фронтальная стена"), то есть, потерю "лёгкости", "воздуха", "эмоциональности", "динамики"... В этих случаях лучший эффект наблюдался при использовании резонаторов Гельмгольца, отражающих ВЧ.
Долгое время рассеиватели для этой цели не использовал и на то были причины...
На эксперимент с бочкой сподвигли два момента. Во-первых, с приобретением узконаправленных студийных мониторов возникли серьёзные проблемы с формированием звуковой сцены (слышишь или, главным образом, сами АС при несфокусированном центральном образе, или всё с точностью - наоборот, да ещё с эффектом "проруби во льду". Даже в более или менее приемлемом варианте полотно сцены не непрерывно, а имеет ощутимые разрывы между центральным образом и каждой из АС, то есть, субъективно воспринимается три обособленных доминирующих источника звука). А во-вторых, таки в наличии были пластиковые бочки ёмкостью 100 и 200 л. из под импортной животной черевы, используемой в качестве колбасной оболочки (долгое время руководил таким производством... Большая улыбка).
О результате эксперимента отписался выше.
Ещё интересные наблюдения: субъективно бас стал более мощным (очевидно, за счёт некоторого изменения тонального баланса, а, возможно, из-за того, что пустая бочка таки работает и как мембранный НЧ поглотитель - буду разбираться... Nujnopodumat), центральный образ в сплошном объёмном пространстве сцены локализуется гораздо чётче и очень "осязаем" (мой друг, не аудиофил, несколько раз вставал с кресла и заходил за АС - когда я поинтересовался зачем он это делает, он растеряно ответил, что создаётся странное ощущение, что он реальное может прикоснуться к исполнителю... Mind), ну и значительно улучшилась локализация музыкальных образов в трёх-мерном пространстве сцены Dream.
Однако, заметьте - я говорю именно о центральной области фронтальной стены (а если быть более точным, то о нижней зоне центральной области фронтальной стены), а не о всей её поверхности. Дело в том, что, с моей точки зрения, некорректно рассматривать аспект формирования звуковой сцены только в плане акустической обработки центральной области фронтальной стены в отрыве от остальной её площади Cntogovorim.
Думаю, что во многом выбор варианта акустического оформления фронтальной стены зависит от множества факторов: от ширины фронтальной стены, её физических свойств, общей геометрии комнаты, характеристик акустической среды помещения (уровень реверберации, структура ранних отражений, наличие/отсутствие "флаттера"), типа используемых АС и особенностей их размещения, позиции точки прослушивания, особенностей звукопередачи используемого тракта, ну, и, конечно же, от индивидуальных предпочтений и опыта владельца музыкальной комнаты Dofiga.
Например, на фото моей КДП в площадках первых отражений на фронтальной стене сейчас размещены резистивные стекловолоконные поглотители Ecophon, а перед панельными поглотителями - панели Heradesign. В моём случае такое решение является базой в вопросе построения сцены... Ok.
А, вообще, я считаю, что разговор о площадках первых отражений на фронтальной стене в привычном смысле имеет смысл только в случае использования дипольных или бипольных АС, поскольку в остальных случаях интенсивность ВЧ/СЧ составляющей, движущегося от АС к проекции площадок первых отражений на фронтальной стене "звукового потока", по вполне понятным причинам, крайне незначительна Podmig.
Во вложении - субъективно лучший вариант. Пробовал бочку с большим диаметром, примерно 60 см. - не понравилось... Cntogovorim.
Такие, вот соображения Kaktotak.


Прикрепления Изображения
   

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Акустическая обработка фронтальной стены / 04-03-2015, 17:56 (Отредактировано 07-03-2015 в 13:43 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #6
Сегодня, ради эксперимента, установил по центру фронтальной стены диффузор Шрёдера вместо пластиковой бочки (второй девайс расположен по центру тыловой стены). Размеры девайса 117 х 84 х 27 см. - это обусловлено тем, что оба диффузора в виде единого блока предназначены конкретно для монтажа на тыловой стене Kaktotak.
Само собой, первые впечатления ещё не оформлены и окончательные выводы делать преждевременно, поскольку прослушал пока только один альбом YELLO "Touch", но поделиться ими таки могу Большая улыбка.
Прежде всего, скажу, что звучание хорошо знакомого альбома довольно сильно отличается от предыдущих впечатлений... Хорошо это или плохо, как я уже сказал, говорить рано Nujnopodumat.
Сначала о хорошем Dream.
Сцена субъективно напоминает реальную просторную объёмную сцену в зале, звучание, как бы с лёгкой реверберацией и послезвучиями. При этом, "полотно" сцены цельное, сплошное без разрывов, "окутывающее"... Центральный образ осязаемый, хорошо сфокусирован, но не "выпирает" из полотна сцены, а гармонично вписывается в него и при этом таки воспринимается в качестве доминирующего Sound.
Звучание масштабное, лёгкое, вовлекающее, "сочное", "певучее", эмоциональное, на низком вокале "интимное", "бархатное" (извиняюсь за оксюморон) Большая улыбка.
Чрезмерной резкости звучания, по сравнению с тем, как было раньше, значительно меньше. Приятный и, как мне кажется, близкий к естественному тембральный баланс Ok.
Пространственные эффекты воспринимаются неожиданно живо и естественно, например, в альбоме "Touch" YELLO в конце третьей композиции "Out Of Dawn", самолёт летит из глубины сцены к точке прослушивания и, делая круг прямо над моей головой слева направо, снова удаляется вдаль (в глубь сцены) по сложной траектории... До этого он до меня не долетал... Mind.
А в конце четвёртой композиции "Bostich (Reflected)" очень натуральные раскаты грома и такая же натуральная цикада практически в кустах справа на 14-00 Mind.
Что касается области прослушивания. Да, да - это теперь, действительно, таки область, а не точка, несмотря на узкую направленность мониторов Smile. Если до этого даже относительно небольшие смещения головы слушателя вперёд-назад и вправо-влево сопровождались заметными изменениями в характере звучания, то после установки акустических диффузоров характер звучания остаётся достаточно однородным даже при значительных изменениях локализации точки прослушивания Good.
Теперь, о том, что не понравилось или вызывает сомнения Kazn.
Таких моментов немного... Но локализация и очерченность звуковых образов однозначно ухудшились, а сами образы стали несколько крупнее и несколько смазаны. Как мне показалось, в некоторых местах отдельных композиций есть что-то неуловимое, некомфортное на СЧ - пока не понял, что именно, но то, что этот эффект связан с эффектом реверберации - очевидно Oriamnot.
Не спеша в течение недели послушаю разные стили - отпишусь Podmig.


Прикрепления Изображения
           

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
valerian Не на форуме
RE: Акустическая обработка фронтальной стены / 12-04-2015, 08:29
Сообщение: #7
Виктор интересно прижился ли диффузор на фронте ?
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Акустическая обработка фронтальной стены / 12-04-2015, 08:56 (Отредактировано 12-04-2015 в 08:56 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #8
Валерий, однозначно "прижился" Ok.
После достаточно продолжительного прослушивания пришёл к выводу, что некоторая потеря в локализации и увеличение размера виртуальных музыкальных образов вовсе не фатальны, а то, что приобретается взамен - с лихвой окупает компромисс Dream.
Сейчас заканчиваю верхнюю горизонтальную секцию составного тылового диффузора Шрёдера и сразу же приступаю к изготовлению девайса для фронта, только он будет несколько мельче (порядка 20 см.) Smile.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
DinoFerrari
RE: Акустическая обработка фронтальной стены / 01-06-2015, 19:29
Сообщение: #9
Добрый день Виктор!
Давненько не писал здесь, ... многое сделано с тех пор)))). Но вот теперь столкнулся с дилеммой....

На тыл изготовил SkyLine (проект подходит к финалу)
Горизонталь/вертикаль - 140см х 88см. Расчетные данные 950 - 4300Гц
Материал - дерево, ясень.

Материал еще есть, поэтому думал как-то изготовить и на фронтальную стену либо одно полотно по центру ориентировочно 120см х 160см, с такими же параметрами по частотам. Либо второй вариант - центр свободный, а в зонах за АС по одному SkyLine размером 60см х 160см.

Т.к. дело это трудоемкое и затратное по времени (по фронту), хотелось бы понимать какой из этих вариантов наиболее предпочтителен (или наименее критичен).
Буду признателен за "наводку" ))))

...На боковые планирую все-таки поглотители..
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Акустическая обработка фронтальной стены / 01-06-2015, 20:18
Сообщение: #10
Добрый день.
SkyLine на фронтальной стене лучше разместить по центру. Ширина девайса может быть и несколько меньше, чем 160 см.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer