• Реклама
  • Реклама
  • Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
Диффузное звуковое поле - что это?
Dr.Sound Не на форуме
Диффузное звуковое поле - что это? / 28-04-2015, 19:36 (Отредактировано 28-04-2015 в 21:52 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #1
Так что же такое "Диффузное звуковое поле"?
Чтобы разобраться в этом вопросе и иметь правильное представление, думаю, сперва нужно понять, что определяет неравномерность акустической среды в музыкальной комнате.
Андрей Смирнов по этому поводу говорил следующее: "В малых помещениях (с точки зрения акустики) к которым относятся практически все жилые комнаты, диффузного звукового поля во всем диапазоне частот просто не существует.
Это связано с влиянием комнатных мод, которые существенно увеличивают неравномерность АЧХ по площади помещения.
Из этого следует, что о какой-то диффузности звукового поля можно говорить начиная с некоторой частоты, после которой влиянием мод можно пренебречь.
Обычно, диапазон влияния комнатных мод ограничен частотой Шредера.
Начиная со значения "4 х частота Шредера", звуковое поле в комнате подчиняется законам геометрической акустики и его можно считать диффузным.
Рассчитать частоту Шредера и другие указанные диапазоны можно легко с помощью акустического калькулятора "Упрощенный анализ аксиальных комнатных мод" http://www.acoustic....endations/567#9 ".
Однако, даже на СЧ/ВЧ звуковое поле "автоматически" диффузным, само по себе, не будет, во всяком случае, в небольших помещениях.
Диффузное звуковое поле потому так и называется, поскольку рассматривается в виде статической реверберационной области, в которой отражения, как бы "сливаются" в единую акустическую среду, а вычленить отдельные отражения или группы отражений не представляется возможным. Происходит это в силу того, что диффузное звуковое поле представляет собой хаотическую совокупность многократных переотражений, различных по амплитуде, направлению прибытия, временной задержке и фазе. И именно благодаря этому, такая среда уже обладает некой однородностью акустических параметров на значительном протяжении, а не концентрируется в точке или очень узкой области.
Понятно, чтобы достичь такого результата - нужно обеспечить условия для формирования диффузного звукового поля на уровне реверберации, то есть, во временном интервале, выходящем за пределы эффекта Хааса (более 50 мс.). Но в типовой жилой комнате из-за её небольших размеров это достаточно проблематично, поскольку отражения в малом объёме многократно достигают ушей слушателя задолго до этого значения... Кроме этого, неоптимальное соотношение линейных размеров комнаты также не способствует формированию диффузного поля, например, при низком потолке...
В данном случае выход только один - это использование диффузоров Шрёдера, поскольку данные девайсы формируют диффузное звуковое поле сразу "на выходе". Простые рассеиватели такими свойствами не обладают - они просто "разбивают" интенсивный поток акустической энергии на несколько разнонаправленных менее интенсивных...
Как известно, прямой звук от АС, попадая в точку прослушивания подвергается акустическому влиянию комнаты. Это влияние слушатель реально ощущает, например, просто отклоняя голову от оптимальной точки даже на небольшое расстояние в стороны или вперёд/назад и отмечая явные изменения в характере звуковосприятия по причине неравномерности характеристик звуковой среды в различных точках пространства помещения.
В случае же наличия диффузного звукового поля эти изменения гораздо менее заметны, зона приемлемого восприятия стерео значительно шире, характер звучания становится более "певучим", динамичным, "воздушным" и эмоциональным. Неожиданно реалистично и натурально воспринимаются пространственные звуковые эффекты. Перестают ощущаться "границы" комнаты.
Всё вышесказанное, справедливо при традиционном размещении диффузоров Шрёдера на тыловой стене КДП. Само собой, прямого влияния на характер звуковой сцены такое акустическое решение не оказывает.
Несмотря на рекомендации концепции LEDE, я также экспериментировал с размещением диффузора Шрёдера в центральной области фронтальной стены, то есть, формировал диффузное поле и со стороны фронта. Результат неоднозначен - что-то "в плюсах", что-то "в минусах"... Очевидно, этот вопрос каждый должен решать для себя сам.
Конкретно в моём случае, считаю это несомненно, очень хорошим решением Ok.
Само собой, это лично моя точка зрения и мои личные впечатления, но, думаю, многим этот опыт окажется полезным Tank.
С уважением.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Диффузное звуковое поле - что это? / 30-09-2019, 11:12
Сообщение: #2
Само понятие "диффузное звуковое поле", в принципе, предусматривает некую однородность акустической среды, в которой отсутствуют какие-либо выраженные, доминирующие по амплитуде (прямой звук от АС не в счёт!), по спектру, по временным задержкам и направлению прибытия отражения. То есть, при соблюдении вышеперечисленных условий акустическая среда не должна содержать ни выраженных пиков/провалов на АЧХ, ни каких-либо преобладающих по интенсивности отражений с какого-либо направления, ни каких-либо затяжных "хвостов" распада на отдельных частотах и т.д.
Понятно, что в таких, практически идеальных акустических условиях, прямой звук от АС будет доноситься до ушей слушателя практически без искажений, обусловленных дефектами акустической среды конкретного помещения.
Однако, так же понятно, что достичь этих результатов в малых помещениях и помещениях с низкими потолками по разным причинам невозможно, в принципе. И если говорить конкретно о маленьких комнатах, то этого не позволят сделать ни пресловутые комнатные моды (это бич малых замкнутых объёмов), ни структура ранних/интенсивных отражений, которая в малых помещениях представляет одну из главных акустических проблем.
Ну, и, конечно же, время реверберации (вернее, её неравномерность распределения по разным частотным интервалам и неравномерность спада) также является проблемой при попытке формирования звукового поля в маленькой комнате.
Когда же речь заходит о том, что "диффузное звуковое поле смазывает звуковую сцену", то с моей точки зрения, это скорее связано с тем, что большинство рассеивающих и диффузных конструкций таки работает исключительно в ВЧ диапазоне. А основную проблему, как в плане спектра ранних отражений, так и чрезмерно высокого времени реверберации, как известно, представляют именно СЧ (НЧ моды в данном контексте умышленно исключаю). В то же время, также известно и то, что рассеиватели, и диффузоры обладают достаточно низкой функцией СЧ поглощения... Дальше, думаю, понятно без пояснений.
Таким образом, получение диффузного звукового поля в музыкальной комнате - это, по сути, "Святой Грааль", но в силу указанных выше причин, в маленькой комнате такие условия недостижимы, в принципе. Однако, несмотря на это, любой правильно сделанный шаг в этом направлении, несомненно ведёт к улучшению акустической ситуации в вашей музыкальной комнате.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Диффузное звуковое поле - что это? / 30-09-2019, 12:10 (Отредактировано 30-09-2019 в 13:11 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #3
Однако, если просто логически поразмыслить, чисто с технической точки зрения, то становится понятным, что достичь главной цели - однородности акустической среды можно двумя принципиально разными способами, а именно, формированием диффузного звукового поля и тотальной полнодиапазонной "заглушкой" помещения Wink.
Остаётся лишь вопрос субъективного отношения к результатам того или иного варианта. Само собой, и у первого, и у второго, есть свои "+" и "-", и тут уже, абсолютно уместно рассуждать о личных предпочтениях Podmig.
Важно! Абсолютно неверно представлять себе, что в формировании диффузного звукового поля принимают участие исключительно рассеиватели и диффузоры! По вполне понятным причинам без НЧ и СЧ звукопоглотителей таки никак не обойтись, поскольку то, что мы не можем рассеять, таки всё-равно придётся поглощать! Да и значение общего времени реверберации рассеиватели и диффузоры, как известно, не уменьшают...
Ну, а поскольку формирование действительно качественного диффузного звукового поля в маленьких помещениях, в принципе, невозможно, то вот, и выходят на первый план преимущества "заглушенной" акустической среды.
Но, как я уже говорил, это, отчасти, чисто технический подход. На протяжении нескольких лет я экспериментировал с разными вариантами акустической обработки своей комнаты и, в заключение, пришёл к выводу, что несмотря на явные преимущества в качестве звуковой сцены, "мониторный" характер звука меня утомляет и не будит ярких эмоций, собственно, поэтому со временем и отошёл от него.
Но вот найти приемлемый компромисс между качеством звуковой сцены и эмоциональностью звучания, суть, между степенью звукопоглощения и рассеиванием, действительно, та ещё задача...
Опять же, это всего лишь моя индивидуальная точка зрения. Лично мне нравится звучание с нормальным уровнем реверберации, но вот верхние значения RT ограничивают мои жанровые предпочтения Nujnopodumat.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer