• Реклама
  • Реклама
  • Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
Звуковая СТЕРЕО сцена
Dr.Sound Не на форуме
Звуковая СТЕРЕО сцена / 02-05-2015, 15:46 (Отредактировано 02-05-2015 в 18:50 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #1
С моей точки зрения, вопрос формирования звуковой стерео сцены (soundstage) является одним из самых важных тем в аудио.
СТЕРЕО - это музыкальный формат, разработанный для получения иллюзии объёмного звука с помощью всего лишь двух АС (в отличие от многоканальных систем, в которых принцип построения звуковой сцены абсолютно иной...).
Стерео-эффект формируется исключительно за счёт взаимного расположения двух АС и точки прослушивания, относительно друг друга, доказательством чего, является то, что стерео существует и в условиях открытого пространства (при полном отсутствии отражений).
Таким образом, мнимые стерео образы формируются прямым звуком от двух АС за счёт физиологических особенностей звуковосприятия органов слуха человека. Собственно, это и объясняет тот факт, что услышать сцену из другого помещения, то есть, находясь вне музыкальной комнаты, невозможно в принципе.
В условиях же закрытого пространства различные отражения, как правило, негативно влияют на процесс формирования звуковой сцены, например, самыми разрушительными являются: интенсивные/первые отражения, циклические отражения - "флаттер" и SBIR-эффект, чрезмерно высокий уровень реверберации. То есть, это, как раз, те факторы, которые ослабляют прямой звук или конкурируют с ним. Собственно, влияние именно этих негативных факторов акустической среды музыкальной комнаты мы и пытаемся ослабить/исключить, производя акустическую обработку.
Для лучшего понимания о чём идёт речь, приведу простой наглядный пример.
Эксперимент 1. Исходные данные: Вы сидите чётко по центру, относительно двух АС на некотором расстоянии от них.
Подаём на обе АС звуковой сигнал одинаковой громкости. Пытаемся локализовать источник звука. Большинство людей указывают направление на мнимый источник звука (КИЗ) чётко по центру между АС.
Теперь, уменьшаем громкость одного из громкоговорителей (или увеличиваем громкость второго). Снова пытаемся локализовать источник звука. Большинство людей указывают направление на мнимый источник звука (КИЗ) ближе к АС, воспроизводящей более громкий сигнал. То есть, субъективно КИЗ при этом, смещается в сторону более громкого громкоговорителя.
Это амплитудный аспект СТЕРЕО.
Эксперимент 2. Как и в предыдущем случае, подаём на обе АС звуковой сигнал одинаковой громкости, при этом, точка прослушивания находится строго по центру, относительно двух АС на некотором расстоянии от них. КИЗ локализуется чётко по центру между АС.
Теперь, не изменяя громкости, постепенно смещаем точку прослушивания в любую сторону, параллельно плоскости АС. Пытаемся локализовать источник звука. Большинство людей указывают направление на мнимый источник звука (КИЗ) ближе к АС, находящейся ближе к точке прослушивания, поскольку слушателю кажется, что она воспроизводит более громкий сигнал. То есть, субъективно КИЗ при этом, смещается в сторону громкоговорителя, расположенного ближе к точке прослушивания.
Это фазовый аспект СТЕРЕО, поскольку фаза непосредственно связана с временной задержкой прихода звука к ушам слушателя, а временная задержка, в свою очередь, с расстоянием от источника звука до точки прослушивания. Понятно, что, чем ближе АС к точке прослушивания, тем быстрее звук от неё достигает ушей слушателя, по сравнению с более удалённой АС.
Именно эти эти два принципа и лежат в основе формирования СТЕРЕО в студии звукозаписи и являются основными инструментами звукорежиссёра.
Почему я оперирую термином "большинство людей"? Дело в том, что в силу физиологических особенностей (не заболеваний органа слуха!) некоторые люди менее чувствительны к фазовой составляющей. Например, у меня есть товарищ, не аудиофил, так вот он реально слышит только грубые переходы звука из одной АС в другую и всё... Может быть поэтому он музыкой никогда и не занимался...
На основании вышесказанного, нетрудно сделать вывод о том, что область восприятия полноценного стерео эффекта очень ограничена и говорить о том, что полноценное стерео звучание может присутствовать практически в любой точке комнаты, как минимум, некорректно. Собственно, этот момент и является одним из главных недостатков СТЕРЕО.
С моей точки зрения, вопрос формирования звуковой сцены, в большинстве случаев, является одним из важнейших характеристик звучания стерео системы. Почему "в большинстве случаев", да потому, что некоторые люди, если не полностью игнорируют данный вопрос (по разным причинам...), то просто не ставят его в разряд своих индивидуальных приоритетов.
Думаю, одной из главных причин этого являются индивидуальные физиологические особенности звуковосприятия конкретного человека - одни более чувствительны к фазовым характеристикам звучания, а другие - к амплитудным.
Естественно, что формат СТЕРЕО предусматривает в своём полноценном воплощении соблюдение ряда обязательных требований, в том числе: симметричность размещения АС и слушателя, симметричность акустической среды вокруг каждой из АС, в той или иной степени, сохранения "правила равностороннего треугольника" (оптимальное расстояние от плоскости АС до точки прослушивания, может иметь значение в пределах от 0,88 до 1,33, относительно расстояния между фронтальными АС - эти рекомендации касаются границ зоны восприятия звуковой стерео сцены с ещё приемлемыми характеристиками). Нетрудно заметить, что данные рекомендации никак не связаны с конкретными значениями расстояний, то есть, чем больше расстояние между АС, тем, соответственно, дальше от плоскости АС может находиться слушатель. Кстати, это ещё одно преимущество просторных помещений.
Лично я предпочитаю "детальность картинки" и цельность "центрального образа", поэтому соблюдение "правила равностороннего треугольника" в той или иной степени считаю хорошим решением.
Помимо размещения АС и оптимизации места слушателя в музыкальной комнате, крайне важную роль в формировании звуковой сцены играет акустическая обработка, целью которой является ослабление интенсивных отражений, полное устранение "флаттера" в трёх плоскостях каждой АС, минимизация SBIR-эффекта и проявлений НЧ резонансов, нормализация времени реверберации.
Также важное значение в формировании стерео-картины играет способ акустической обработки, в первую очередь, боковых стен и центральной области фронтальной стены. Например, если обрабатывать площадки первых отражений на боковых стенах "без фанатизма", то можно получить более широкую сцену и более "лёгкое" звучание. То же самое можно сказать и об акустической обработке центральной области фронтальной стены (но это уже из области личных предпочтений и компромиссов).
Ещё один немаловажный момент! В соответствии с концепцией LEDE нужно стремиться добиться доминирования прямого звука с фронта при обеспечении необходимого уровня реверберации с тыла и оптимальном балансе между ними...
Диффузор Шрёдера, размещённый на тыловой стене создаёт диффузное звуковое поле в зоне прослушивания , которое не оказывает непосредственного влияния на звуковую сцену, но обеспечивает расширение зоны прослушивания и крайне положительно сказывается на характере звучания и качестве восприятия пространственных эффектов.
Кстати, пространственные эффекты на записи - это ещё одна интересная тема. Качество их восприятия непосредственно связано с качеством звуковой сцены, но в отличие от виртуальных музыкальных образов, локализованных на сцене, они достигают самой точки прослушивания и даже распространяются за её плоскость. В тонкостях не знаком с нюансами звукозаписи, но, думаю, это как-то связано с использованием фазовых характеристик звука... Таких примеров множество, например, в альбоме "Touch" YELLO в конце третьей композиции "Out Of Dawn", самолёт летит из глубины сцены к точке прослушивания и, делая круг прямо над моей головой слева направо, снова удаляется вдаль (в глубь сцены) по сложной траектории... Или всё тот же "легендарный" трек из тестового диска "The Best Chesky Jazz. Vol.2", где папуасы с народными ударными инструментами ходят вокруг АС и точки прослушивания в разных направлениях... Такие эффекты часто использовались при записи альбомов YELLO, Pink Floyd, Roger Waters...
Кстати, на качество восприятия именно таких эффектов, с моей точки зрения, таки больше влияет наличие диффузного звукового поля в области прослушивания
Как известно, в аудио нет чётких критериев, но есть цели, к которым можно и, очевидно, нужно стремиться... Формирование звуковой сцены - не исключение.
Что бы не говорили, любое решение в аудио таки является компромиссным и, если не в техническом плане, то обязательно в мозгах конкретного индивидуума...
Просто несколько практических наблюдений без анализа нюансов:
- близкое расположение АС к фронтальной и боковым стенам не позволит получить широкую и глубокую звуковую сцену, а также обеспечить её "воздушность", но в такой позиции бас, однозначно будет гораздо мощнее (обсуждение его качества умышленно опускаю...);
- расположение слушателя ближе к точке в вершине равностороннего треугольника делает локализацию виртуальных музыкальных образов максимально точной, сцену наиболее интересной, максимально глубокой, центральный образ отлично сфокусирован, но при этом общий характер звучания, как правило, бывает достаточно резким, а некоторые слушатели отмечают "недостаток баса";
- при удалении точки прослушивания от плоскости АС тембральный баланс нормализуется, звучание становится более "мягким", по мере приближения к тыловой стене "крепчает" бас, но центральный образ постепенно растворяется в полотне сцены, локализация и очерченность виртуальных музыкальных образов теряется, размеры образов несколько увеличиваются, сцена "смазывается", постепенно превращаясь в плоскую стену пусть и приятного по тембру звука;
- хотите больше "воздуха" и "эмоциональности" - взамен непременно получите некоторую потерю локализации виртуальных музыкальных образов и некоторое увеличение их размера;
- хотите максимально точных и локализованных виртуальных музыкальных образов - взамен: некоторое сужение сцены и потерю "вовлечённости";
- разворот акустических осей АС в сторону точки прослушивания фокусирует центральный образ, но делает звучание более резким и наоборот.
Ну и так далее...
Однако, помимо акустического аспекта, характеристики звуковой сцены также во многом зависят: от особенностей конкретной записи, особенностей звуковоспроизведения отдельных аудио компонентов и их класса, типа используемых АС. Например, величина области прослушивания сильно зависит от диаграммы направленности АС. У узконаправленных - зона полноценного восприятия СТЕРЕО уже, а у широко-направленных, соответственно - несколько шире.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 05-05-2015, 10:46 (Отредактировано 05-05-2015 в 10:46 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #2
С интересной информацией по этой теме можно ознакомиться здесь: http://www.intonation.by/articles/author...6-04-2009/ - статья Floyd Toole (вице-президент компании Harman Kardon) "Хорошие АС – сцена, пространство и вообще отличный звук в комнате".
Для ленивых! Можно читать сразу с конца 20-ой страницы... Большая улыбка.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 30-07-2015, 11:51
Сообщение: #3
Что влияет на характеристики звуковой сцены и какая она должна быть?
С моей точки зрения, в общем случае, звуковая стерео сцена:
- должна быть объёмной, то есть, широкой (не менее, чем на 10-00 слева и, соответственно 14 - 00 справа), достаточно высокой (до 2-ух метров) и глубокой;
- иметь чёткую фокусировку основного центрального образа (основной вокалист, солирующий инструменталист, хотя на некоторых записях он изначально локализован не по центру);
- иметь хорошую локализацию КИЗ в пространстве, то есть, чёткую позицию и очерченность каждого мнимого музыкального образа в её пределах.
Если всё сделано правильно - с закрытыми глазами локализовать позицию АС не удаётся, то есть, они как бы расворяются в общем пространстве звуковой сцены Sound.
Помимо этого существуют дополнительные важные характеристики звучания, не имеющие прямого отношения к характеристикам звуковой сцены:
- характер звучания должен быть "лёгкий", "открытый", "воздушный", "эмоциональный" (извиняюсь за оксюморон...), то есть, должен иметь место достаточный (индивидуально) уровень реверберации и присутствовать компонент пространственности звучания (хотя этот параметр прямого отношения к характеристикам звуковой сцены не имеет);
- звучание должно быть хорошо артикулированным в ВЧ/СЧ диапазонах;
- бас должен быть быстрым/хлёстким, мощным, но при этом, хорошо артикулированным (также прямого отношения к характеристикам звуковой сцены не имеет, но при этом является её "фундаментом").
Само собой, очень многое зависит от качества записи на носителе музыкальной информации, поэтому при формировании звуковой сцены в своей системе следует использовать заведомо качественный материал Ok.
Что влияет на характеристики soundstage?
Основа сцены - удачное расположение АС в пространстве комнаты, относительно ограждающих конструкций (стен), относительно друг друга и относительно точки прослушивания. Замечу, что абсолютно все методики размещения АС стерео системы, главным образом, предусматривают только оптимизацию баса, но никак не процесс формирования стерео-сцены (не считая таких моментов, как размещение точки прослушивания в вершине равнобедренного треугольника, близкого к равностороннему и совмещение по высоте уровня ушей слушателя и горизонтальной плоскости ВЧ или СЧ динамика)! Поэтому, начинаем с оптимизации баса и уже от этой базы строим сцену, пытаясь добиться компромисса между качеством баса и характеристиками звуковой сцены Continue.
Главные "враги" звуковой сцены это: интенсивные отражения, "флаттер" и SBIR-эффект. Также, с моей точки зрения, ухудшают характеристики сцены: высокий уровень реверберации в комнате, высокий уровень фонового шума и НЧ резонансы (за счёт снижения музыкальной артикуляции) Dostal.
Вообще нужно понимать, что активное использование звукопоглотителей для акустической обработки комнаты, с одной стороны, улучшает музыкальную артикуляцию и локализацию КИЗ в пространстве сцены (хотя и делает её несколько уже), но, с другой, "убивает" "живость", "лёгкость" и эмоциональность звучания... В то же время, при заведомо малом фонде общего звукопоглощения и/или чрезмерное активное использование акустических рассеивателей - всё с точностью наоборот Nujnopodumat.
В плане концепции формирования оптимальной акустической среда в музыкальной комнате, думаю, лучшим вариантом таки является концепция LEDE. Размещение различных акустических материалов и устройств в соответствии с ней обеспечивает доминирование прямого звука в зоне АС и формирование диффузного звукового поля в точке прослушивания, что благоприятно сказывается, как на характеристиках звуковой сцены, так и на характере звучания вцелом Good.
Понятно, что во многом характеристики звуковой сцены также определяются и качеством/особенностями "подачи" отдельных аудио-компонентов... Podmig.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 12-08-2015, 10:45
Сообщение: #4
С моей точки зрения, в маленьких комнатах суть темы заключается в том, чтобы, с одной стороны, сохранить относительно небольшое расстояние от АС до фронтальной стены, чтобы "не потерять" мощность баса и более функционально использовать пространство комнаты. Опять же, при таком варианте расположения расстояние между АС получается больше, то есть, шире стерео сцена, а также увеличиваются расстояния от точки прослушивания до плоскости АС и тыловой стены Dofiga.
С другой стороны, таки нужно обеспечить достаточно большое расстояние от АС до фронтальной стены, чтобы не потерять глубину сцены и "воздух" в условиях достаточно заглушенного помещения - в малых комнатах это, с моей точки зрения, наилучшее решение (RT60 порядка 0,3 - 0,35 сек.) Nujnopodumat.
Само собой, в просторных комнатах подход несколько иной. Здесь условия ближе к условиям свободного поля, когда стерео-сцена формируется только за счёт взаимного положения двух АС и точки прослушивания между собой при гораздо менее сильном влиянии интенсивных отражений и более естественной реверберации. В данном случае требования к АС и усилителю, конечно же, совершенно иные, как в плане бас-подачи, так и в плане способности построения звуковой сцены... Dofiga.
Таким образом, в приоритете всегда остаётся позиционирование АС и точки прослушивания - это касается и оптимизации НЧ диапазона и формирования звуковой сцены. Акустическая обработка, несомненно, очень важна, но это уже второй этап по "занесению хвостов" того, чего не удалось добиться инсталляцией Kaktotak.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 20-12-2015, 17:21
Сообщение: #5
Из собственного опыта.
С моей точки зрения, основные характеристики звуковой сцены зависят от множества различных факторов, которые, думаю, можно разделить на три группы:
1. факторы, связанные с аппаратурой:
- качество записи на носителе;
- качество/класс/разрешение компонентов системы;
- особенности "подачи" источника;
- особенности построения звуковой сцены конкретным усилителем (в частности, перспектива и высота soundstage);
- особенности конструкции АС;
- согласование тандема усилитель/АС;
- соединительные кабели;
- качество питания.
2. факторы, связанные с акустикой помещения:
- акустическая развязка аудиокомпонентов;
- акустическая "развязка" АС;
- взаимное расположение АС, относительно друг друга, ограждающих конструкций и точки прослушивания;
- уровень расположения ВЧ/СЧ секций АС, относительно уровня ушей слушателя;
- характер акустической среды в комнате ("живая"/"мёртвая"), суть, время реверберации;
- структура ранних отражений в точке прослушивания;
- наличие "флаттера" в плоскостях АС;
- выраженность НЧ акустических проблем (комнатных резонансов и граничных эффектов).
3. Ну, и конечно, многое решают индивидуальные физиологические особенности звуковосприятия конкретного слушателя (бОльшая чувствительность к фазовым или амплитудным изменениям).
Очевидно, таки некорректно рассматривать любой из этих моментов обособленно - только в комплексе.
Опять же, компромисс между качеством локализации и пространственностью звучания, между качеством сцены и тембральным балансом, между характеристиками сцены и качеством/количеством баса и т.д. и т.п...

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 28-01-2016, 09:44 (Отредактировано 08-02-2016 в 07:58 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #6
О некоторых нюансах формирования звуковой сцены.
Собственно, предлагаю рассмотреть вопрос о различных вариантах акустической обработки фронтальной стены. Дело в том, что на практике далеко не во всех случаях слепое следование концептуальным теоретическим рекомендациям в данном вопросе идёт на пользу и довольно часто субъективно отмечается не улучшение, а ухудшение некоторых характеристик звуковой сцены... Mind.
Думаю, многие сталкивались с таким эффектом, когда после размещения широкополосного поглотителя в центральной области фронтальной стены между АС звучание вдруг становилось "закрытым", "непрозрачным", как бы завуалированным... И субъективно, даже с акустически необработанной "голой" фронтальной стеной звучание было более "открытым", "воздушным", "ярким" Nujnopodumat.
Долго пытался разобраться с этим вопросом, тем более, что в тематических источниках информации встречаются самые разные примеры и рекомендации, например, кто-то полностью "глушит" фронтальную стену между АС широкополосными поглотителями резистивного типа, а кто-то, наоборот, размещает там массив акустических рассеивателей или даже диффузоров... Одни монтируют в центральной области фронтальной стены большой вертикальный полу-цилиндрический дефлектор, другие же используют для акустической обработки фронтальной стены щелевые резонаторы Гельмгольца или перфорированные панели... Shuted.
В одном из своих постов выше, я пытался сделать анализ спектра первых отражений от фронтальной стены, а именно понять откуда в этом спектре появляется ВЧ/ВСЧ составляющая, если в типичных АС эти частоты излучаются только вперёд, то есть, в противоположную от фронтальной стены сторону... Stupid.
Как мне кажется, только разобравшись с этим вопросом, можно попытаться решить основную задачу, обозначенную в заголовке данного поста Nujnopodumat.
К чему пришёл. В он-лайн калькуляторе Андрея Смирнова "Определение месторасположения площадок ранних отражений" по ссылке: http://www.acoustic.ua/forms/calculator4.html из рисунка, иллюстрирующего локализацию площадки первых отражений на фронтальной стене можно сделать вывод о том, что в любой комнате эта площадка будет непременно располагаться именно там, где она нарисована красным цветом. Однако, на самом деле, ведь это вовсе неочевидно... Shaln.
Для того, чтобы это понять, просто, в качестве примера, представьте себе инсталляцию АС у длинной стены достаточно большой прямоугольной комнаты. В данном случае АС будут расположены относительно далеко друг от друга и относительно близко к фронтальной стене. Точка прослушивания также относительно близко располагается к плоскости АС. В результате, если с помощью зеркала определить точки первых отражений, то выяснится, что они окажутся расположены достаточно далеко друг от друга и, следовательно, объединять область между ними в единую площадку первых отражений, очевидно, не совсем корректно. То есть, я хочу сказать, что в данном варианте инсталляции имеет место не одна площадка первых отражений на фронтальной стене в области между АС (как показано на рисунке калькулятора), а две независимые для каждой АС, расположенные по бокам от центральной области стены Oriamnot.
Таким образом, в рассмотренном варианте инсталляции мы имеем две площадки первых отражений на фронтальной стене для каждой из АС и некую центральную область фронтальной стены между ними, не входящую в границы этих площадок. Думаю, как раз, именно этот момент и является определяющим в выборе варианта акустической обработки фронтальной стены и, в частности, её центральной области Podmig.
В пользу этой гипотезы говорит и такой распространённый приём, который достаточно часто используется аудиофилами во всех странах и во все времена - несколько раздвинутые по центру тяжёлые шторы на фронтальной стене, оставляющие открытой часть "голой" стены и/или экран TV. В детали вникать не буду - думаю, суть мысли вполне понятна... Kaktotak.
Теперь о практической стороне вопроса.
В общих рекомендациях по акустической обработке площадок первых отражений говорится о нежелательности использования для этих целей неоднородных/комбинированных девайсов, то есть, когда одно устройство состоит из нескольких акустических материалов/устройств с различными принципами действия и/или с отличающимися акустическими характеристиками. Уточняю, речь идёт только о распределении таких составляющих по площади девайса! Но в нашем случае, центральная область фронтальной стены выступает в качестве автономной зоны, не имеющей непосредственного отношения к площадкам первых отражений, поэтому логично предположить, что вариант её акустической обработки вполне может отличаться (причём кардинально!) от варианта акустической обработки площадок первых отражений Cool.
Само собой, то, о чём я сейчас говорю - это всего лишь моя субъективная точка зрения, которую я попытался изложить в качестве рабочей гипотезы. Согласен, что данная гипотеза вовсе не является безукоризненной, поскольку таки оставляет достаточно много серьёзных вопросов без внятных ответов... Однако, как вы сами видите, в этом случае всё достаточно логично "схлопывается" и "становится на свои места" Ok.
1. "Глушим" площадки первых отражений на фронтальной стене (это могут быть или пористые абсорберы, или резонаторы Гельмгольца - на выбор, кому что больше нравится) - обеспечиваем наилучшее качество локализации.
2-а. Используем в центральной области рассеиватель/диффузор - в качестве бонуса получаем отличную фокусировку центрального образа, "открытость"/"яркость" (правда, в некоторых случаях даже несколько чрезмерную...) и, в то же время, впечатляющую пространственность звучания. Правда, при этом, несколько ухудшается локализация и музыкальные образы несколько увеличиваются в размерах Kaktotak.
2-б. Если же решили использовать для акустической обработки этой области резонаторы Гельмгольца (не важно - щелевой или перфорированные панели), то в бонусах, опять же улучшение фокусировки центрального образа, "открытость"/"яркость" (как правило, достаточно комфортная) и достаточную пространственность звучания, но, в отличие от рассеивателей, при сохранении качества локализации и размеров КИЗ. С моей точки зрения, это, пожалуй, самое рациональное акустическое решение Good.
2-в. При использовании для акустической обработки центральной области фронтальной стены широкополосных поглотителей резистивного типа, как я уже говорил выше, часто наблюдается неприятный эффект "потери "ясности"/"живости"/"яркости"/"лёгкости"" звучания (извиняюсь за оксюморон Большая улыбка). Фокусировка центрального образа хуже. В то же время, такой вариант акустической обработки может оказаться гораздо более предпочтительным при прослушивании "тяжёлых" стилей музыки, обеспечивая, как мне кажется, большую детальность и качество локализации КИЗ на этом контенте Nujnopodumat.
Выводы: получается, что любая жёсткая высоко-рефлексивная поверхность в центральной области фронтальной стены фокусирует центральный образ, делая его более очерченным, "ясным", доминирующим, а звучание более "открытым", "лёгким" и "воздушным"... С другой стороны, характерный для интенсивных отражений негатив никто не отменял, поэтому оставлять без акустической обработки эту область, с моей точки зрения, таки нежелательно, а вот каким образом достичь желаемого эффекта - это уже дело личных предпочтений... Nujnopodumat.
Таким образом, какой из описанных вариантов окажется ближе вам - дело сугубо индивидуальное. Конечно, многое зависит от геометрии самой комнаты, характера акустической среды, конструктивных особенностей и варианта размещения АС Podmig.


Прикрепления Изображения
           

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 27-02-2016, 12:51
Сообщение: #7
Пробовал использовать в центральной области фронтальной стены панели Heradesign Superfine 15 мм. Результат отрицательный - невыразительно, завуалировано, "деревянно"... За счёт этого характер звучания несколько мягче, но слушать неинтересно Cntogovorim.
При размещении панелей Heradesign Superfine 15 мм. по бокам от центральной перфорированной панели, в площадках первых отражений - пропал "воздух", звучание неинтересное, "пресное", задний эшелон сцены "в одну плоскость", типа, как с перфорированными панелями при аналогичном расположении. Пропала локализация "чуть спереди/чуть сзади", не ощущается глубина сцены, очевидно, за счёт потери пространственности Kazn.
В моей системе лучший вариант получился в сочетании перфорированных панелей Danoline Plaza Q1 в центре и пористых абсорберов - стекловолоконные панели чёрного цвета Ecophon Industry Modus TAL-M, по бокам, в площадках первых отражений Ok.
Да, ещё один крайне важный момент! Высоту акустической обработки на фронтальной стене таки лучше делать порядка 1,5 - 2 м. Если ниже - звучание может быть несколько смазанным и резким, если выше - теряется пространчтвенность, лёгкость, "воздух". Пробовал над стационарной конструкцией высотой 1,4 м. на фронтальной стене ставить: наклонную жёсткую переотражающую вверх панель (потеря пространственности и некоторая резкость звучания), перфорированные панели (звучание резкое), панели Heradesign (потеря пространственности), пористый абсорбер - стекловолоконные панели чёрного цвета Ecophon Industry Modus TAL-M (лучший результат - баланс чёткости и мягкости звучания) Good.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Saburov S.A.M. Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 02-06-2016, 09:28 (Отредактировано 02-06-2016 в 18:24 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #8
Имел меньший набор ак. материалов, но тоже экспериментировал много с фронт. стеной: центр и площадки ранних отражений. Выводы совпадают один в один.
Скоро опробую еще герадизайн, и, боюсь, придется искать ему другое место, не на фронте.
Цитировать это сообщение
WhiteMaG Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 31-07-2019, 09:13 (Отредактировано 31-07-2019 в 09:14 , пользователем WhiteMaG.)
Сообщение: #9
Здравствуйте. Много где, в разговорах о размещении АС, встречаю фразу типа этой
(02-05-2015 15:46 )Dr.Sound писал(а):  близкое расположение АС к фронтальной и боковым стенам не позволит получить широкую и глубокую звуковую сцену, а также обеспечить её "воздушность"

Всегда возникал вопрос: а близкое - это сколько? Можете более развернуто пояснить?
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 31-07-2019, 09:46 (Отредактировано 31-07-2019 в 10:08 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #10
"вопрос: а близкое - это сколько? Можете более развернуто пояснить?"
Во-первых, при размещении АС следует руководствоваться специальными методиками по оптимизации размещения АС (http://doctor-sound.com.ua/index.php?page=read&id=174). Этот шаг минимизирует слышимые проявления комнатных мод.
Во-вторых, если этот момент не подразумевается конкретной методикой, нужно учитывать фактическую длину комнаты (и уже именно это значение делить на 3 или на 5, или на 7). Это также имеет отношение к минимизации слышимых проявлений комнатных мод.
В третьих, нужно учитывать наличие или отсутствие средств акустической обработки на этих стенах (скажем, при наличии широкополосных поглотителей в площадках первых отражений на боковых стенах можно, вопреки расчёту, уменьшить расстояние "АС-боковая стена" - это часто актуально для узких комнат) и направленность АС. Это уже к вопросу первых отражений.
Ну, и в четвёртых, нужно помнить, что близкое расположение АС к ограждениям нивелирует проявления граничных (SBIR) эффектов, но, в то же время, максимально возбуждает комнатные моды в соответствующей плоскости. И наоборот. Причём, для нивелирования слышимых SBIR-проявлений желательно, чтобы, расстояние от АС до ближайших ограждений было или меньше 1 м., или же - более 2 м. Само собой, на практике это, по вполне понятным причинам, не реализуемо, то есть, в любом случае, компромиссы неизбежны.
Вы спросите - а к чему я это всё рассказываю, если вопрос, собственно, касался конкретно характеристик звуковой сцены? Думаю, ответ очевиден - все вышеперечисленные мероприятия являются первоочередными, так сказать, базовыми. А звуковую сцену придётся строить/формировать уже на этом фундаменте, причём то, что хорошо для баса, вовсе не всегда хорошо для характеристик звуковой сцены и, наоборот. И снова таки - компромиссы, компромиссы, компромиссы...
На самом деле, существует ещё один важный момент, касающийся данного вопроса - это длина траекторий ранних отражений, суть, значение временной задержки, относительно прямого звука. Вообще, очень желательно, чтобы интенсивные отражения не попадали во временной интервал до 18 мс. (график ETC Импульс), однако увеличить данный параметр возможно только за счёт увеличения расстояний от АС до ближайших ограждений, а это, в свою очередь, предполагает увеличение площади помещения... Dofiga.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer