• Реклама
  • Реклама
  • Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
Звуковая СТЕРЕО сцена
Dr.Sound Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 13-09-2020, 17:37 (Отредактировано 13-09-2020 в 21:07 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #11
Понятно, что качество воспроизводимой аудио-системой звуковой сцены зависит: и от качества записи, и от класса аппаратуры, и от особенностей акустической среды конкретной комнаты (включая особенности размещения АС и точки прослушивания). Но, если рассматривать именно последний аспект, то, думаю, особого внимания заслуживает эффект Хааса. С моей точки зрения, он в полной мере объясняет закономерности формирования soundstage в закрытом пространстве и то, почему реальная картина в разных комнатах может сильно отличаться...
Влияние интенсивности отражений и расстояния от АС до ближайших ограждений довольно доходчиво описано в статье/лекции Floyd Toole. Лень копаться в архиве, суть пояснений заключается в том, что акустически необработанные ближайшие от АС рефлексивные поверхности "оттягивают" на себя КИЗ, искажая содержащуюся в записи картину звуковой сцены (в частности, локализацию КИЗ) и увеличивая размеры КИЗ при близком размещении АС к ограждениям. И, наоборот. В принципе, это практическая демонстрация эффекта Хааса.
Получается, что звук как-бы "прилипает" к близко-расположенным к АС высоко-рефлексивным поверхностям и сигнализирует системе "уши-мозг" о реальном расположении ограждений, то есть, об истинных небольших размерах комнаты. При размещении же в площадках первых отражений акустических устройств, ослабляющих интенсивность отражений и/или удаление АС и точки прослушивания подальше от ограждений (увеличение разности хода и, как следствие, увеличение временной задержки) ситуация кардинально изменяется в лучшую сторону.
Ещё информация по теме: В 1970-х гг. Манфред Шрёдер со своими коллегами изучил более 20 известных европейских концертных залов. Выяснилось, что слушатели воспринимают звук в вытянутых в длину залах лучше, чем в широких. Шрёдер связал это с другим своим наблюдением, что зрителю приятнее слушать слегка отличающиеся друг от друга сигналы, поступающие в левое и правое ухо, чем абсолютно идентичные. В широких залах ранние отражения поступают к слушателю от потолка. Эти отражения формируют очень похожие для левого и правого уха сигналы. В более узких и длинных залах первые отраженные сигналы поступают к слушателю от боковых стен и достаточно сильно отличаются друг от друга.
Собственно, отсюда и общепринятый вариант размещения АС у одной из коротких стен прямоугольного помещения.
И у Андрея Смирнова по этому поводу есть следующие пояснения: "Подходы к акустической обработке помещений различного объёма существенно отличаются. В помещениях небольшого объема (менее 100 куб.м.) законы статистической теории акустики не работают, именно поэтому в архитектурной акустике существует специальный раздел - акустика малых помещений, согласно положениям которого, для того, чтобы добиться субъективного увеличения «виртуального объёма» небольшой жилой комнаты, необходимо управлять не временем реверберации, а структурой ранних отражений.
Пространственное восприятие звуковой сцены связано с временной задержкой между приходом к ушам слушателя прямого звука АС и первых интенсивных отражений. Этот промежуток называется Initial Time Delay (ITD). В «хорошей» в акустическом плане комнате, его продолжительность должна составлять не менее 8 - 20 миллисекунд:

   
Чем меньше значение ITD, тем больше субъективно ощущается небольшой объём помещения и наоборот.
Увеличить продолжительность ITD можно двумя способами:
1. Снижая интенсивность ранних отражений;
2. Увеличивая диффузность звукового поля, насколько это возможно в условиях обычного жилого помещения".


P.S. Ну, и про "флаттер" в плоскости АС не забываем.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Звуковая СТЕРЕО сцена / 13-09-2020, 20:55
Сообщение: #12
В свободном пространстве стерео-сцена формируется исключительно за счёт оптимизации взаимного расположения пары АС и точки прослушивания. Основной принцип - акустическая симметрия, поскольку исключительно такие условия позволяют осуществлять виртуальный обман системы "уши-мозг" с помощью "игры" с уровнями и фазой музыкального сигнала в разных каналах. Суть, формирование стерео - soundstage.
Однако в условиях замкнутого пространства в эту, так сказать, идеальную конфигурацию таки вмешиваются отражения. С одной стороны, это влияние в большей степени оказывается негативным, но с другой стороны, в музыкальных комнатах, в отличие от заведомо "переглушенных" контрольных комнат студий звукозаписи, эти самые отражения (отчасти, ослабленные ранние и, отчасти, нормированная реверберация) делают звучание более благозвучным и привычным для восприятия системой "уши-мозг".
Ну, и опять таки, имеем компромисс - "живость", благозвучие и эмоциональность звучания против "холодной" отстранённо-стерильной точности... И тут уж - каждому своё...

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer