• Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
О "флаттере" или "порхающем эхо"
Dr.Sound На форуме
О "флаттере" или "порхающем эхо" / 24-07-2017, 18:04 (Отредактировано 16-03-2018 в 15:15 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #1
"Порхающее эхо" или "флаттер" имеет место в любой комнате прямоугольной конфигурации с попарно-параллельными "голыми"/высокорефлексивными (акустически необработанными) ограждениями (стены, пол, потолок). Чем больше комната, тем на более низких частотах будет формироваться данный эффект, а при наличии хотя бы одного линейного размера длиной 8,5 м. и больше уже будет наблюдаться эффект истинного эхо (это обусловлено длительностью временной задержки отражённого сигнала).
В принципе, эта акустическая аномалия здорово напоминает поведение комнатных НЧ резонансов, но происходит на СЧ.
Само собой, в прямоугольной комнате с "голыми" стенами имеется три пары параллельных отражающих поверхностей: пара боковых стен, фронтальная и тыловая стены, пол и потолок. Но при этом, практическое значение имеет только "флаттер" в трёх плоскостях (продольной, поперечной и вертикальной) на уровне фронтальных панелей АС.
Субъективно "флаттер" слышен в виде достаточно длительного порхания крыльев птиц или звенящего послезвучия с металлическим оттенком, продолжающегося после полного затухания основного звукового сигнала. Он придаёт звучанию характерный резкий "визгливый" характер, обуславливает неприятную тембральную окраску, "ломает" звуковую сцену, сильно ухудшает музыкальную артикуляцию.
Купировать эту акустическую проблему можно, разместив широкополосный звукопоглотитель или рассеиватель в области формирования "порхающего эхо" в плоскости АС, причём, достаточно сделать это даже только на одной из параллельных высокорефлексивных поверхностей. При этом, размер устройства должен быть достаточно большим - не менее 1 м.кв.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: О "флаттере" или "порхающем эхо" / 15-03-2018, 13:29
Сообщение: #2
Для возникновения эффекта "порхающее эхо" необходимо наличие двух высокорефлексивных параллельных поверхностей, например, пол-потолок, фронтальная-тыловая стены, между боковыми стенами. То есть в любой акустически необработанной прямоугольной комнате имеет место "флаттер" сразу в трёх плоскостях.
А вот частоты, на которых возникает этот эффект определяются расстояниями между парой отражающих поверхностей, поскольку "порхающее эхо", подобно комнатным НЧ резонансам, формируется на частотах высших гармоник последних. Проще говоря, чем меньше это расстояние, тем выше частота, на которой возникает "флаттер". Именно поэтому в небольших комнатах данный эффект имеет место в ВСЧ/ВЧ диапазонах, а субъективно воспринимается в виде сплошного длительного "хвоста" после затухания основного звукового сигнала. В зависимости от того, на каких частотах формируется "порхающее эхо", зависит и характер его субъективного восприятия: если на ВЧ/ВСЧ, то "хвост звенящий с металлическим призвуком", а если ниже, то "с призвуком, напоминающим порхание взлетающих птиц".
Опять же, практическое значение имеет "флаттер" только в плоскостях, проходящих через центры АС на уровне СЧ динамиков и твитеров.
Данный эффект "ломает" звуковую сцену, придаёт звучанию резкий, "визгливый" характер и "смазанность".
Борьба с "флаттером" заключается в размещении в проекциях АС на фронтальной или тыловой, боковых стенах, а также потолке или полу широкополосных поглотителей или рассеивателей (или их интерьерных аналогов). Кстати, для купирования "флаттера" в какой-либо определённой плоскости, достаточно разместить эти акустические конструкции только на одной из параллельных отражающих поверхностей (по аналогии с работой бас-ловушек).
А вот, в просторных прямоугольных помещениях с хотя бы одним линейным размером больше 8,5 м. возникает уже не "порхающее эхо", а "истинное эхо", характеризующееся циклическим дискретным повторением достаточно длительных фрагментов возбуждающего сигнала (как в горах или в зданиях вокзалов). А связано это, естественно, с более низкой частотой повторения.
Кстати, в церквях с многогранными стенами, с многочисленными нишами и сводчатыми куполами, как раз, "флаттера"-то и нет (поскольку там практически нет параллельных отражающих поверхностей), по вполне понятным причинам, достаточно подробно описанным выше. Там просто высокий уровень реверберации (а это уже другой важный акустический критерий), что, собственно, и обеспечивает потрясающее звучание вокала. А вот, если бы там таки присутствовало "порхающее эхо", то вся эта магия в одночасье сменилась бы резкими, визжащими призвуками... Shok.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Farol Не на форуме
RE: О "флаттере" или "порхающем эхо" / 16-03-2018, 11:01 (Отредактировано 16-03-2018 в 12:41 , пользователем Farol.)
Сообщение: #3
Виктор , вот пример из жизни . В дворцовом парке Гатчины есть специальный павильон с акустическим эффектом . Здание представляет собой цилиндр с перекрытием из полусферы . Источник звука в центре нижней плоскости цилиндра вызывает эффект , который я бы описал словами, как порхающее эхо . С точки зрения акустики , что это ?
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: О "флаттере" или "порхающем эхо" / 16-03-2018, 14:49 (Отредактировано 16-03-2018 в 14:49 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #4
Олег, приветствую Вас на моём ресурсе Большая улыбка.
Это не "порхающее эхо" - это ЭХО ("истинное эхо")! Kaktotak.
Если павильон большой и его высота равна или более 8,5 м., то, с одной стороны, временная задержка возврата отражения от свода к полу конструкции составляет более 50 мс. А, как известно, в соответствии с эффектом Хааса (Haas-effect), особенность физиологии звуковосприятия системой "уши-мозг"человека, при увеличении времени задержки более 50 мс. прямой звук и его отражение воспринимаются, как два отдельных звуковых сигнала. В то время, как при меньших временных задержках система "уши-мозг" воспринимает эти два сигнала слитно, как один суммарный звуковой сигнал Podmig.
С другой стороны, учитывая достаточно большие расстояния (высоту конструкции), понятно, что акустический эффект происходит на относительно низких частотах, то есть, соответствующие им звуковые волны имеют достаточно большую длину волны. Именно этот факт объясняет вполне закономерный вопрос - почему отражение таки формируется, несмотря на то, что потолок конструкции имеет форму полу-сферы, то есть, длинные звуковые волны просто "не замечают" более мелких препятствий или рельефов на своём пути (по сравнению с длиной волны) Shaln.
Помимо этого, при определённых соотношениях высоты конструкции и радиуса полусферы, последняя начинает фокусировать отражённые звуковые волны в центр пола, подобно вогнутому зеркалу прожектора... И всё это на фоне затяжной реверберации, ведь все стены конструкции высокорефлексивные (твёрдые и гладкие) Continue.
В то же время, "порхающее эхо"/"флаттер" характерны для небольших помещений и, исходя из этого, думаю, вполне понятно, чем отличается физика и физиология человеческого звуковосприятия этого процесса от этих же критериев в случае "истинного эхо" Smile.
Ну, а если таки попытаться продемонстрировать это различие "на пальцах", то "флаттер" субъективно воспринимается в виде непродолжительного непрерывного "звукового хвоста" после затухания основного звукового сигнала, в виде: "з-з-з-з-" или "ж-ж-ж-ж-", или "фр-фр-фр-фр-" (в зависимости от частоты, на которой формируется данный акустический эффект, соответственно, на: ВЧ, ВСЧ, СЧ) Smeh.
Истинное же эхо субъективно воспринимается в виде затяжных дискретных/обособленных/отдельных циклически повторяющихся и постепенно ослабевающих по амплитуде фрагментов типа: "АТ-ТАт-Тат-тат-та-". Причём, чем больше расстояние, тем более длинные фрагменты исходного звукового сигнала повторяются, а частота повторения ниже... Dofiga.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Farol Не на форуме
RE: О "флаттере" или "порхающем эхо" / 16-03-2018, 18:48
Сообщение: #5
Спасибо , всё понятно .
Самое смешное , что вспомнил : павильон назывался "Эхо" Большая улыбка
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer