• Реклама
  • Реклама
  • Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
Практические разъяснения по методике размещения АС
Dr.Sound Не на форуме
Практические разъяснения по методике размещения АС / 13-10-2017, 06:59 (Отредактировано 13-10-2017 в 07:42 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #1
Общее правило: первый этап - размещение АС, второй - акустическая обработка!
Почему именно так? А дело в том, что главной задачей любой методики оптимизации позиции АС является нивелирование явных проявлений НЧ комнатных резонансов и граничных эффектов (SBIR), то есть, уменьшение неравномерности АЧХ в НЧ диапазоне, а субъективно - НЧ гула (а вовсе не формирование стерео-сцены!).
Но в этом плане эффективность "двигания АС" гораздо выше эффективности любых бас-ловушек. Именно поэтому оптимизация позиции АС является базовым мероприятием.А при произвольном расположении АС (в углах, непосредственно у стены и т.п.) решить НЧ проблемы только за счёт применения бас-ловушек практически нереально.
В то же время, позиция точки прослушивания, с точки зрения качества восприятия баса, не менее важна, чем позиция АС! И в этом легко убедиться просто постепенно передвигая кресло вперёд-назад на расстояние, скажем, 1-1,5 м. для пущей наглядности...
Суть процесса инсталляции АС и позиционирования точки прослушивания на первом этапе, как правило, сводится к размещению АС в зоне с низкими значениями звукового давления на проблемных частотах, а точки прослушивания - "по вкусу", или в зоне с низкими значениями SPL, или между зонами с низкими и высокими значениями.
Далее, в зависимости от конкретных акустических условий и типа АС (степени бас-продуктивности), уже от расчётной "стартовой" позиции производится уточнение позиции АС и точки прослушивания на слух. То есть, рассчитанная по калькуляторам позиция АС далеко не всегда является оптимальной в каждом конкретном случае! Поэтому её нужно рассматривать не как окончательно-бесповоротную, а как исходную - от которой следует отталкиваться в окончательной настройке на слух.
Задача же последующей акустической НЧ обработки сводится к "подчистке" того, что не решила оптимизация позиции АС.
Опять же, локализация площадок первых отражений является уникальной для каждой конкретной конфигурации взаимного расположения пары АС и точки прослушивания в каждой конкретной комнате. Поэтому, естественно, акустическую обработку площадок первых отражений корректно производить только после окончания экспериментов с "двиганием АС" и уже определившейся позицией точки прослушивания.
То же самое касается и областей формирования "флаттера", и SBIR-а.
Но это ещё не всё! Ведь конечная задача - не только нивелировать НЧ акустические дефекты комнаты, но и сформировать на базе качественного баса образную звуковую сцену, а это уже "вторая часть Марлезонского балета"...
Андрей Смирнов как-то в одном из своих постов давал разъяснения по этому поводу и суть их сводилась примерно к следующему: формирование звуковой сцены определяется только взаимным расположением пары АС и точки прослушивания.
"Правило равностороннего треугольника" является студийной методикой формирования звуковой сцены. Такая конфигурация обеспечивает наиболее точную передачу всех нюансов звуковой сцены, а разворот мониторов непосредственно в точку сведения обеспечивает расположение ушей режиссёра на акустических осях мониторов, то есть, в зоне с их заявленными характеристиками.
И это правило реально действует и в музыкальных комнатах. Однако, учитывая разность задач в студии (критическое прослушивание) и музыкальной комнате (в той или иной степени - благозвучие), во многих случаях использование данной методики в "чистом виде" нецелесообразно, поскольку субъективно характер звучания может быть несколько резким и утомительным.
Поэтому в большинстве музыкальных комнат точку прослушивания отодвигают несколько дальше (ближе к тыловой стене), а разворот АС в сторону точки прослушивания делают меньшим (чтобы акустические оси обеих АС пересекались в условной точке позади головы слушателя).
И вот здесь часто возникает противоречие между оптимальной позицией АС/ТП с точки зрения оптимизации баса и оптимальной позицией АС/ТП с точки зрения формирования звуковой сцены! Разрешить ситуацию без компромисса невозможно, поэтому здоровый компромисс, собственно, и есть решение проблемы. То есть, используя перемещение АС и точки прослушивания в небольших пределах от оптимальной басовой позиции, стараемся найти новую конфигурацию с наилучшими характеристиками звуковой сцены, но с наименьшим ухудшением качества баса.
Да, и ещё. При поиске компромисса нужно следить за тем, чтобы точка прослушивания не попала в центр продольного линейного размера комнаты - это однозначно плохая конфигурация! Баса однозначно не будет.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Практические разъяснения по методике размещения АС / 19-08-2020, 10:11 (Отредактировано 19-08-2020 в 10:12 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #2
(19-08-2020 08:26 )VNV73 писал(а):  Подозреваю, что эффект ТЖЗ (точек живого звука) основан на взаимодействии АС с комнатой и между собой.
Что интересно, когда настроиться на максимально точные и компактные образы, то изменение положения слушателя практически никак не влияет на воспринимаемый звук. То есть, можно сидеть в ТП, в любом положении или ходить по комнате и звук при этом не будет меняться заметным образом.
Размер помещения, скорее всего, никак на это не влияет, как и точное местоположение АС.
Хотя тогда уже колонки стояли по калькулятору комнаты.
смещая АС влево-вправо, вперёд-назад, мы тоже будем заметно влиять на стерео-картину, но это слишком неудобный способ. Гораздо проще регулировать углом доворота. Я считаю, что для любого начального положения АС можно подобрать оптимальный угол поворота.
В случае удачной настройки не нужно будет вообще привязываться к определённой ТП,
Просто для информации.
Ну, во-первых, фразы "Подозреваю, что данный эффект основан на взаимодействии АС с комнатой и между собой" и "Размер помещения, скорее всего, никак на это не влияет, как и точное местоположение АС", очевидно, противоречат друг другу. А во-вторых, полностью игнорируется роль позиции точки прослушивания.
В открытом пространстве стереокартина формируется исключительно за счёт взаимного расположения пары АС и позиции слушателя. В помещениях же к вышеперечисленному добавляется влияние отражений, причём, в малых комнатах, преимущественным образом, интенсивных/ранних отражений.
То есть, позиция ТП (точки прослушивания) в аспекте СТЕРЕО важна не менее, чем позиция АС.
Отсюда становится понятным, что ситуация "... когда настроиться на максимально точные и компактные образы, то изменение положения слушателя практически никак не влияет на воспринимаемый звук. То есть, можно сидеть в ТП, в любом положении или ходить по комнате и звук при этом не будет меняться заметным образом" - невозможна, в принципе. Особенно, если учесть тот факт, что получить диффузное звуковое поле в малых комнатах практически невозможно хотя бы по причине высокой неравномерности АЧХ в НЧ диапазоне.
Несколько фактов из технологии формирования СТЕРЕО. Максимальное качество звуковой сцены достигается только в условиях соблюдения акустической симметрии в зоне размещения АС и вплоть до плоскости точки прослушивания. Это обусловлено тем, что упрощённо, в процессе звукозаписи для формирования СТЕРЕО используются только два основных инструмента - баланс амплитуд/уровней и состояние фаз/временная задержка между каналами, суть, соотношение громкости одного и того же музыкального сигнала из левой и правой АС, а также удалённость (виртуальная или фактическая) слушателя от каждой из АС.
Результат расчёта оптимальной позиции АС на соответствующем калькуляторе или при использовании наиболее популярных методик размещения АС в КДП, имеет своей главной целью ослабление влияния на характер звучания комнатных НЧ мод. А вот качество параметров звуковой сцены, при этом, учитывается только косвенно - соблюдение акустической симметрии и нормализация общего тонального баланса. Именно поэтому, теоретически расчётная позиция АС в подавляющем большинстве случаев является всего-лишь стартовой/исходной и нуждается в тщательном уточнении в привязке к конкретным условиям, а главное - к характеристикам soundstage. Очевидно, именно сей процесс определённая категория аудиофилов и называет ТЖЗ.
Таким образом, размещение АС в пространстве комнаты и их разворот вокруг вертикальной оси не могут быть альтернативой друг другу, поскольку решают некоторые специфические задачи. А вот, то, что для каждой позиции АС и ТП нужно корректировать и угол разворота АС - это вполне логично.
Но снова таки, это ведь зависит не только от акустики конкретной комнаты, но и от качества записи, особенностей звукопередачи аудиокомпонентов и от типа используемых АС (в частности, их диаграммы направленности и фазолинейности).
По поводу разворота АС вокруг вертикальной оси - недавно уже была такая тема: https://hi-fidelity-forum.com/forum/thread-193233.html
Размер КИЗ при развороте АС от ТП может увеличиваться в случае отсутствия акустической обработки площадок первых отражений на боковых стенах или в случае, если устройства, размещённые в площадках первых отражений не обеспечивают достаточного СЧ поглощения или рассеивания в СЧ диапазоне (скажем, простые ВЧ-рассеиватели).
И да, на практике для каждой конкретной пары АС в конкретной комнате возможно найти несколько удачных позиций. И для каждой из этих позиций, как минимум, две позиции ТП с отличающимся, но приемлемым характером звучания. Но это уже дело личного вкуса и предпочтений... И с разворотом АС аналогично.
С уважением.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer