• Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
Что такое СТЕРЕО
Dr.Sound На форуме
Что такое СТЕРЕО / 20-05-2013, 12:04 (Отредактировано 24-06-2015 в 10:52 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #1
Как это ни странно, но многие любители музыки, в том числе и слушатели с большим стажем, имеют очень превратное представление о понятии СТЕРЕО.
Однако, этот вопрос непосредственным образом связан с формированием реалистичной звуковой сцены - soundstage, то есть, процессом воссоздания объёмного звучания, что, по сути, является важнейшей задачей звуковоспроизведения в данном формате.
Прежде всего, рассмотрим некоторые физиологические особенности человеческого звуковосприятия и, в частности, бинауральный эффект.
Как известно, человек имеет две ушные раковины, расположенные на некотором расстоянии друг от друга, что позволяет системе "уши/мозг" определять направления на источники звука, их удаленность и приблизительные размеры.
Помимо этого, если источник звука неподвижен в пространстве, то данная система способна определить направление на него с большой точностью, причём, способность определять направление прихода звука в вертикальной плоскости у человека развита значительно слабее, чем в горизонтальной (эту способность связывают с ориентацией и формой ушных раковин).
Способность человеческого органа слуха к пространственному звуковосприятию помогает ему ориентироваться в окружающем пространстве и называется бинауральным эффектом. Суть этого эффекта заключается в том, что одни и те же звуковые волны достигают обеих ушей не одновременно, а с некоторой временной задержкой, что, в свою очередь, обуславливает различие в уровнях звукового давления в слуховых проходах левого и правого уха. Оценивая имеющуюся разницу в значении звукового давления, а также тембральный характер звуковых сигналов, система "уши/мозг" делает заключение о пространственной локализации источников звука.
Однако, сравнительно небольшое расстояние между ушными раковинами соизмеримо только с длинами ВЧ и СЧ звуковых волн, поэтому, по мере увеличения длины звуковых волн, на частотах, ниже 300 Гц., бинауральный эффект прогрессивно ослабевает, а на ещё более низких частотах (ниже примерно 100 Гц.) наша система звуковосприятия полностью теряет способность к локализации источника звука.
Следует отметить, что в частотном диапазоне примерно от 300 Гц. до 1 кГц. человеческий орган звуковосприятия способен дифференцировать разность фаз одной и той же звуковой волны, достигающей обеих ушей.
Таким образом, в частотном диапазоне от 300 до 1000 Гц., система "уши/мозг", анализируя сдвиг фаз одних и тех же звуковых волн в левом и правом слуховых проходах делает заключение о направлении и расстоянии до источника звука, а также о его примерных размерах.
На более высоких частотах, в силу того, что звуковые волны становятся очень короткими, сдвиг фаз становится менее ощутим. Поэтому локационная функция осуществляется путём сравнения уровня звуковых сигналов, приходящих с разных направлений.
Но, вернёмся, к СТЕРЕО системе.
При расположении слушателя на одинаковом расстоянии от обеих АС, воспроизводящих один и тот же звуковой сигнал с одинаковым уровнем, звук от правой АС достигнет правого уха в то же время, когда звук от левой АС достигнет левого уха. То есть, сигналы обеих АС достигнут соответствующих ушей одновременно. А поскольку оба сигнала будут абсолютно идентичными, то и дифференцировать их по какому либо признаку мозгу не удастся. Следовательно, он воспримет оба звуковых сигнала, как один кажущийся источник звука (КИЗ), расположенный чётко по середине между АС.
Теперь уменьшим громкость, например, правой АС. Субъективно это будет восприниматься, как смещение КИЗ в сторону левой АС. То же самое, только наоборот, произойдёт при уменьшении громкости левой АС.
Таким образом, различия в громкости звучания левой и правой АС субъективно воспринимаются, как изменение локализации КИЗ в пространстве между АС.
Следует отметить, что, если звуковые сигналы от левой и правой АС сильно отличаются по тембру, то это может субъективно восприниматься в виде двух обособленных КИЗ даже при равных уровнях интенсивности обоих сигналов.
Однако, аналогичной иллюзии можно достичь и другим способом, а именно, путём создавая искусственной временной задержки одного и того же звукового сигнала от одной из АС. Тогда, звуковой сигнал от этой АС будет восприниматься с некоторым опозданием, относительно момента восприятия звука от второй АС. При этом также будет создаваться субъективное впечатление, что КИЗ сместился в сторону АС, излучающей звук с опережением по времени.
В рассмотренном случае основной и задержанный звуковые сигналы имели одинаковые уровни.
Таким образом, различия во времени прибытия к ушам слушателя одного и того же звукового сигнала от левой и правой АС субъективно воспринимаются, как изменение локализации КИЗ в пространстве между АС.
Оба описанных приёма широко используются в звукозаписи.
Помимо этого, имеет место и спектральная составляющая, возникающая из-за разницы в спектральном составе звуков, воспринимаемых левым и правым ухом, вследствие неодинакового экранирующего влияния головы и ушных раковин на низкочастотные и высокочастотные составляющие сложного звука.
Таким образом, сутью СТЕРЕО является создание у слушателя иллюзии объёмного звуковосприятия, являющейся, по сути, виртуальным обманом системы "уши/мозг" с использованием амплитудной и/или фазовой коррекции звуковых сигналов.
Учитывая всё вышесказанное, становится понятным - почему выбор позиции АС и точки прослушивания так важны при настройке звучания стерео-системы.

Интересные пояснения вышеизложенного, с моей точки зрения, содержатся здесь: http://www.paintpit.ru/binauralnaya-pros...tsiya.html

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: Что такое СТЕРЕО / 15-12-2014, 14:25 (Отредактировано 15-12-2014 в 14:29 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #2
В свободном пространстве стерео сцена формируется исключительно за счёт взаимного расположения АС между собой, а также позиции точки прослушивания, относительно пары АС.
В условиях же закрытого пространства, то есть, в условиях помещения, в этот процесс активным образом вмешиваются: "флаттер", интенсивные отражения и на НЧ - SBIR-эффект. Само собой, эти акустические проблемы действуют на soundstage разрушительно. Именно поэтому, помимо перечисленных выше факторов, при использовании АС в помещении, помимо перечисленных выше, становятся актуальными такие параметры, как размещение АС, относительно фронтальной и боковых стен, пола, потолка, а также точки прослушивания, относительно фронтальной и тыловой стен.
Крайне важным является понимание того, что звуковую сцену формируют, главным образом, ВСЧ и ВЧ, поскольку с ростом частоты усиливается направленность излучения.
Следует учитывать, что на характеристики звуковой сцены, помимо акустики помещения, также значительно влияют: параметры самой записи на носителе, особенности звукового тракта в целом и отдельных его компонентов в отдельности, особенности конструкции АС.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: Что такое СТЕРЕО / 05-02-2015, 14:34 (Отредактировано 27-04-2016 в 18:41 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #3
Формированию звуковой сцены могут препятствовать следующие причины:
- слишком большое расстояние между АС;
- слишком большое расстояние между плоскостью АС и точкой прослушивания (ТП);
- слишком близкое расположение АС к фронтальной стене;
- не оптимальный разворот акустических осей АС в сторону ТП;
- наличие "флаттера" в плоскости АС;
- отсутствие акустической обработки площадок первых отражений, особенно на высокорефлексивных поверхностях;
- высокая гулкость помещения.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: Что такое СТЕРЕО / 05-02-2015, 14:36
Сообщение: #4
При увеличении расстояния между АС автоматически увеличивается и расстояние от плоскости АС до точки прослушивания, при котором ещё сохраняются оптимальные характеристики звуковой сцены.
То есть, при расстоянии между АС, скажем в 2 метра, оптимальное расстояние от плоскости АС до ТП, как правило, будет находится в пределах примерно до 2,6 м., а при расстоянии между АС, например, 2,5 м. это расстояние увеличится примерно до 3,3 м. Dofiga.
Это я к тому, что расположение слушателя в "дальнем" или "ближнем" звуковом поле таки определяется не просто расстоянием между плоскостью АС и ТП... Podmig.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: Что такое СТЕРЕО / 21-01-2016, 09:06
Сообщение: #5
Как максимально расширить зону полноценного восприятия СТЕРЕО?
Я об этом много раз говорил в тематических "ветках", только вот оппоненты, которые нормальную сцену никогда в жизни не слышали, "хором поют одну и ту же задорную песню" о том, что "правильная" с их точки зрения сцена обеспечивает восприятие полноценного стерео-эффекта чуть ли не в любой точке комнаты, а некоторые, вообще, даже слышат сцену из другой комнаты ...
С моей точки зрения, стерео в звуке - это как стерео в оптике, суть, эффект слышен/виден только тогда, когда слушатель/наблюдатель находится в узкой зоне фокуса. То есть, эффект обеспечивается только в очень узкой области, а самый лучший - вообще, практически в одной точке, собственно, поэтому и термин "точка прослушивания". Это один из недостатков СТЕРЕО, но это ФИЗИКА.
Расширить зону восприятия стерео, конечно же, можно, но нужно отдавать себе отчёт, что эта зона не обеспечивает полноценного/лучшего качества восприятия сцены и даже ухудшает его в фокусе. И это естественно - есть такое понятие в акустике, как СУПЕРПОЗИЦИЯ...
Самые приемлемые и проверенные способы - это использование АС с широкой диаграммой направленности и формирование в зоне прослушивания диффузного звукового поля (диффузор Шрёдера на тыловой стене). Также даёт эффект сильная "заглушка" отражений от боковых стен и размещение диффузоров в зоне АС, но оба этих решения, как известно, имеют и серьёзные недостатки...
А общую концепцию по этому поводу я уже озвучивал - лучше локализация, соответственно, хуже пространственность, эмоциональность и наоборот. "Острее" детальность и локализация - хуже/резче тембральный баланс. Грубо, лучше бас - хуже характеристики сцены и наоборот. Это я к тому, что окончательное решение, в любом случае, будет компромиссным. И таки больше опирайтесь на субъективные впечатления, а потом уже меряйте, что нравится, а что нет - сразу обозначится корреляция между субъективным и объективным, действительно важным и второстепенным Podmig.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: Что такое СТЕРЕО / 27-04-2016, 18:46
Сообщение: #6
О процессе формирования звуковой сцены в комнате прослушивания.
Итак, главная цель - получение образной объёмной стерео-сцены. Но в полной мере это возможно только при оптимизированных басовых характеристиках, нормализации времени реверберации, устранении "флаттера" в плоскости АС и ослаблении уровня первых отражений. Причём, абсолютно очевидно, что последние три момента являются СЧ/ВЧ проблемами и напрямую не связаны с оптимизацией баса. Да, и сама сцена строится, главным образом, за счёт ВЧ/СЧ.
Инсталляция АС - всегда первична, поскольку без оптимизации позиции АС и точки прослушивания с целью оптимизации басовых характеристик все остальные мероприятия по акустической обработке будут малоэффективны, поскольку, в той или иной мере, их целью является улучшение музыкальной артикуляции, то есть, чёткости звучания и уменьшение его тембральной окраски. В то же время, очевидно, что самую сильную окраску дают именно "неукрощённые" НЧ (комнатные резонансы и граничные эффекты), которые помимо этого "скрадывают" тонкие нюансы СЧ диапазона, как раз, и определяющие качество музыкальной артикуляции.
Но любая серьёзная методика размещения АС имеет своей основной целью именно оптимизацию басовых характеристик, а не характеристик звуковой сцены! И это нужно понимать.
Так вот, формирование звуковой сцены является уже вторым этапом процесса инсталляции АС и оптимизации точки прослушивания, поскольку "пляшет" от уже уточнённой позиции АС в отношении баса. И конечно же, здесь имеет место компромисс между качеством баса и качеством стерео-картинки.
Теперь по поводу "тряпочек"... Думаю, вполне понятен тот факт, что, с одной стороны, позиционирование АС и точки прослушивания, несомненно, решает несколько важных задач (первичная оптимизация баса и первичная оптимизация характеристик звуковой сцены), но, с другой стороны, такие акустические проблемы, как нормализации времени реверберации, устранении "флаттера" в плоскости АС и ослаблении уровня первых отражений от процесса инсталляции АС практически не зависят... Именно поэтому, без акустической обработки все наши достижения по формированию звуковой сцены так и останутся с формулировкой "первичная оптимизация"...
Таким образом, как бы вы не размещали и не разворачивали АС на этапе акустически необработанной комнаты - всё это таки "снятие стружки", а "полировка" - это уже акустическая обработка.
Опять же, акустическая обработка фронтальной стены - это отдельная и вовсе неоднозначная тема, собственно, также, как и площадок первых отражений на боковых стенах. Впрочем, это просто нужно хотя бы один раз услышать самому.
Что касается тестовых дисков для построения звуковой сцены, с моей точки зрения, несомненно, это хорошая помощь в отнюдь непростом деле построения звуковой сцены, но это всего лишь второстепенные инструменты, типа, анализов при постановке диагноза и лечении серьёзных заболеваний...
Кстати, например, на тестовых дисках Chesky есть треки, которые демонстрируют не только направление, но и степень удалённости источника звука от точки прослушивания.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: Что такое СТЕРЕО / 23-10-2017, 06:26
Сообщение: #7
В правильно построенной звуковой сцене, естественно, при условии качественной записи на носителе, должны присутствовать следующие моменты:
- звуковая сцена не должна быть уже, чем на 10 и 14 часов;
- ширина сцены может уходить за плоскость боковых стен;
- в звуковой сцене должна чётко прослушиваться глубина, уходящая, как бы за плоскость фронтальной стены;
- по высоте сцена не должна быть "обрезанной", КИЗ-ы могут располагаться до уровня несколько выше (порядка 1 м.) уровня ушей;
- размер КИЗ-ов должен быть естественным, но это условие по разным причинам часто не соблюдается и, с моей точки зрения, его можно, в той или иной степени игнорировать (это отдельная тема...);
- АС не должны локализоваться, как источники звука;
- должен чётко фокусироваться главный центральный образ;
- КИЗ-ы должны распределяться в трёх плоскостях и хорошо локализоваться;
- звуковое "полотно" сцены не должно иметь "разрывов" по всей протяжённости, то есть, "пустых" областей, в которых отсутствуют или слабо прослушиваются музыкальные партии и/или вокал;
- должен присутствовать мощный и хорошо артикулированный бас;
- звучание, по-возможности, должно быть естественным и "лёгким", что невозможно в переглушенном помещении;
- ну, и звучание должно быть чётким - чем выше детальность звучания, тем более высокие характеристики имеет звуковая сцена и, наоборот. То есть, детальность/чёткость звучания - это то, что во многом определяет качество звуковой сцены Cool.
На самом деле, не все люди одинаково хорошо слышат фазовые характеристики со всеми вытекающими... Ну, и существуют специальные треки, позволяющие оценить то, что имеешь, например, тестовые диски от Chesky Records Ok.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer