• Реклама
  • Реклама
  • Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
Об акустической обработке площадок первых отражений
Dr.Sound На форуме
Об акустической обработке площадок первых отражений / 29-10-2013, 11:40 (Отредактировано 09-07-2019 в 08:20 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #1
К вопросу о том, какого размера должны быть устройства, предназначенные для акустической обработки площадок первых отражений? И из какого материала они могут быть изготовлены?

Не все отражения, например, от боковой стены точно попадают в ухо слушателя... Очевидно, что часть из них пройдёт выше или ниже, а часть перед точкой прослушивания или за головой слушателя.
Так вот, в первую очередь, нас интересует именно та часть отражений, которая таки попадает в область головы. Исходя из этого, можно предположить, что акустический девайс может быть достаточно небольшим, например, примерно 60 см. высотой и примерно таким же в ширину.

Но не всё так просто.
Дело в том, что поглотитель или рассеиватель, монтируемый в площадке первых отражений на боковой стене, должен иметь такую ширину, которая помимо первых отражений от ближней к стене АС, также гасила бы первые отражения от дальней АС. Поэтому, как правило, на практике в малых комнатах ширина такого девайса составляет 1 - 1,2 м.
С другой стороны, обработка площадок первых отражений, помимо ослабления интенсивности, собственно, первых отражений, также позволяет регулировать общий уровень СЧ/ВЧ реверберации в комнате. То есть, "убивая" интенсивные отражения, мы автоматически останавливаем процесс их распада на множество мелких более слабых отражений в процессе дальнейшего переотражения от стен, пола и потолка помещения, суть, сокращаем время реверберации.
Таким образом, увеличивая площадь девайсов в площадках первых отражений, мы одновременно сокращаем время реверберации в комнате, что, несомненно, крайне полезно в акустически "живых" помещениях...

Но и это ещё не всё! Smile.
Увеличивая ширину девайса в сторону АС, мы также захватываем зону "флаттера" в поперечной плоскости АС (между боковыми стенами)... Podmig.
В результате получаем: ширина примерно 1 - 1,2 м., высота 0,6 - 1,2 м. Обычно, центр девайса должен совпадать с центром АС, то есть, монтировать его от поверхности пола не имеет смысла.

Несколько слов о материалах, из которых изготавливают устройства для акустической обработки площадок первых отражений.
Следует понимать, что чем сильнее ослабляется интенсивность первых отражений, относительно интенсивности прямого звука, тем лучше характеристики звуковой сцены, но, в то же время, теряется "телесность" музыкальных образов. В этом плане наибольшую роль играют первые отражения от боковых стен (в меньшей степени это касается интенсивных отражений от потолка, тыловой и фронтальной стен). Баланс между этими двумя параметрами, отчасти, зависит от музыкальных жанров и звуковых предпочтений слушателя. Поэтому вопрос насколько следует ослабить первые отражения решается индивидуально в каждом конкретном случае.
Ослабить интенсивность первых отражений можно несколькими способами:
1. удалённая позиция АС от фронтальной и боковых стен;
2. размещение в площадках первых отражений широкополосных или СЧ звуковых поглотителей;
3. размещение в площадках первых отражений звуковых рассеивателей или акустических диффузоров;
4. разворот акустической оси АС в сторону точки прослушивания (от поверхности боковых стен);
5. использование АС с узкой диаграммой направленности.
Первый вариант актуален для просторных помещений или в случаях размещения АС у длинной стены. Выбор между вторым и третьим - дело личного вкуса и предпочтений.

Наиболее часто для акустической обработки площадок первых отражений в качестве поглотителей используют:
1. Панели из акустического поролона (Auralex, Mappysil и т.п.);
2. Оформленные панели из минеральной ваты плотностью 45 - 70 кг./м.куб. толщиной 5 - 10 см.;
3. Акустические панели из меламина (ЭхоКор/Basotect);
4. Оформленные панели Heradesign, демпфированные минеральной ватой;
5. Оформленные перфорированные гипсокартонные панели, демпфированные минеральной ватой;
6. Щелевые или планочные составные (широкополосные) резонаторы Гельмгольца.
В качестве звуковых рассеивателей применяют:
1. Рельефные рассеивающие поверхности;
2. Акустические диффузоры типа Skyline;
3. Акустические диффузоры Шрёдера.
В бытовых условиях для этих целей используют: настенные ковры, плотные драпировки, книжные полки и т.п.

Несколько слов о толщине целевых акустических устройств или о ширине их "рабочего" диапазона.
Данный параметр, главным образом, определяется степенью проявления эффекта "гребенчатой фильтрации", который возникает при взаимодействии прямого сигнала со звуковыми волнами, отраженными от стен, пола и потолка помещения, прибывающих с некоторой временной задержкой. При этом на частотах, на которых отраженный сигнал совпадает с основным по фазе, результирующий сигнал усиливается, а если взаимодействующие сигналы находятся в противофазе, соответственно, ослабевает, вплоть до полного взаимоуничтожения. На графике АЧХ это выглядит в виде циклического чередования высоких пиков и глубоких провалов, что визуально напоминает расчёску или гребень для расчёсывания волос, собственно, отсюда и название. При этом, из оригинального сигнала, доходящего до ушей слушателя, исчезает полезная информация в целом наборе информационно-значимых частотных полос, что сильно искажает тональный баланс исходной фонограммы, а звучание приобретает неестественную тональную окраску, отчасти, обусловленную физическими свойствами покрытия отражающей поверхности (отражающих поверхностей).
Частоты, на которых возникает эффект "гребенчатой фильтрации", пропорциональны расстоянию от АС до стен помещения и, как правило, находятся в диапазоне от 50 до 250 Гц. То есть, чем ближе АС к стене, тем частота "гребенчатой фильтрации выше" и наоборот. На частотах выше 350 - 400 Гц. эффектом «гребенчатой фильтрации» можно пренебречь, поскольку человеческое ухо интегрирует часто чередующиеся пики и провалы на АЧХ.
Таким образом, чтобы исключить эффект «гребенчатой фильтрации» и при этом не переглушить комнату по ВЧ, для обработки площадок первых отражений желательно применять акустические конструкции (не материалы!!!), поглощающие в диапазоне 100 - 500 Гц., но отражающие на более высоких частотах.

В плане "стратегической" важности все первые отражения в прямоугольной комнате, обычно, выстраиваются в следующей последовательности:
1. от боковых стен (причём, от обеих АС на каждой боковой стене);
2. от потолка;
3. от тыловой стены;
4. от фронтальной стены.
Данная последовательность обусловлена протяжённостью путей следования отражений от динамиков к ушам слушателя и, соответственно, значением временной задержки, относительно момента восприятия системой "уши/мозг" прямого звука. Само собой, при некоторых вариантах инсталляции АС и выборе позиции слушателя, эта последовательность может выглядеть несколько иначе...
Однако, в связи с вышесказанным возникает закономерный вопрос о чрезвычайной важности первых отражений от пола. Ведь, по идее, длина пути первых отражений от пола является, если не самой короткой, то легко конкурирует с длиной пути первых отражений от боковых стен. Действительно, это так. Но на полу, как правило лежит ковёр... Поэтому очень важно, чтобы он "начинался", как можно ближе к плоскости АС, а "заканчивался" , как можно ближе к точке прослушивания.
Но, несмотря на то, что напольное ковровое покрытие поглощает часть ВЧ/ВСЧ отражений, оно физически не способно поглотить более низкие частоты, что приводит к интерференции между прямой и отраженной звуковыми волнами и, как следствие, к ослаблению мид-баса. Это, так называемый, "эффект Эллисона", названый по имени конструктора громкоговорителей Роя Эллисона, который первым опубликовал описание данного явления.
Размер девайсов для обработки площадок первых отражений не определяется размером АС Cntogovorim.

Приведу несколько цитат из постов Андрея Смирнова по этому поводу:
- "Вообще, выбор поглощающих или рассеивающих конструкций это больше искусство, нежели наука".
- "Если нравится острая и точная локализация музыкальных образов, то на площадки ранних отражений рекомендуется монтировать звукопоглощающие материалы. Если нравится объемный «живой» звук, то на эти участки стен и потолка рекомендуется смонтировать звукорассеивающие конструкции".
- "Очень важно монтировать на площадки ранних отражений акустические материалы с правильно рассчитанными или оцененными характеристиками. Как правило, в жилых комнатах это должны быть материалы с явно выраженным поглощением в диапазоне 200-600 Гц. Очень важным моментом является то, что характер частотной зависимости поглощения не должен быть высокодобротным!".
- "То, что однозначно нужно «глушить» первые отражения – справедливо для ДК, однако для КДП это не совсем верно, поскольку при этом невозможно соблюсти оптимальный баланс между поглощением и отражением, суть, локализацией сцены и пространственностью звучания. То есть, если в КДП «заглушить» все первые отражения, то то это сможет понравиться только ничтожно малому проценту аудиофилов".
- "Наиболее важен поглощающий контроль нижней части фронтальной стены и центральной области потолка, которые, соответственно, отвечают за глубину и высоту сцены. Тыловая стена может быть, как поглощающей, так и рассеивающей, что во многом зависит от предпочтений слушателя. Боковые стены отвечают за пространственность звучания, поэтому их надо обрабатывать очень осторожно и лучше поэтапно экспериментировать с раз-личными поглощающими материалами и рассеивающими конструкциями".
- "Короче, глушить нужно аккуратно, а рассеивать осторожно!!!"

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
PilyaSega
RE: Об акустической обработке площадок первых отражений / 07-12-2013, 07:36
Сообщение: #2
Добрый день!
Уж не знаю, где писать, подходящих тем несколько, но это более всего подходит.
Во-первых, огромное спасибо Вам, Dr.Sound за Ваш труд - лично мне очень пригодился Good
Во-вторых, уже по теме, нуждаюсь в совете по изготовлению конструкций в местах первых отражений звука от стен. Дело в том, что ремонт в комнате уже сделан, так что монтаж конструкций будет производиться на обои при помощи перфоратора, то есть, обратного пути не будет и хочется быть уверенным в успехе.
Речь о стерео. АС стоят в прямоугольной комнате (5.60х3.07), высота 2.50, схему расстановки прикрепляю. Где - зеленый это ковер, коричневое - кресло, справа стоит столик с ноутбуком, за спиной тумба с аппаратурой, где АС, думаю, и так понятно. Позади головы около 60 см, позади АС около 3 м, а вот до боковых стен - не более 65 см по центрам динамиком.
В необходимости глушить/рассеивать первые отражения я уверен, так как даже простая пенопластовая потолочная плитка с орнаментом, временно наклеенная в места первых отражений, дает слышимый эффект.
Пока остановился на варианте "Шуманет-Эко" + плиты "Герадезайн", только какие именно не знаю Crazy
Что скажете по поводу плит "Герадезайн"? Не будут ли они отражать ВЧ? Хотя на графиках видно, что некоторые панели с крупным ворсом, толщиной 2-3мм поглощают вплоть до 5кГц.


Прикрепления Изображения
   
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: Об акустической обработке площадок первых отражений / 09-12-2013, 12:16 (Отредактировано 09-12-2013 в 16:16 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #3
Добрый день.
Спасибо за лестный отзыв о моём скромном труде... Tank.
На самом деле, "подходящих площадок" по данной теме совсем немного - для их перечисления, думаю, вполне достаточно пальцев на одной руке... Smeh.
Конкретно по поводу акустических конструкций в местах первых отражений звука от стен. На самом деле, для этих целей можно использовать разные девайсы: рассеиватели, пористые абсорберы или перфорированные панели. И зависит это от многих условий, таких, как, например: степень "заглушенности" комнаты, тип используемых АС, предпочитаемые музыкальные стили, личные звуковые предпочтения и т.д.
Думаю, если свой выбор Вы уже сделали, то с темой знакомы - поэтому вопросы размещения умышленно опускаю Podmig.
Считаю, что расстояние от центров динамиков до боковых стен около 65 см. в Вашем случае - очень даже неплохо. Что касается самих конструкций , то изготовить их можно, например, на основе панелей Heradesign Superfine толщиной 15 мм. Нужно изготовить каркас из ДСП толщиной 16 - 18 мм. или деревянных реек, исходя из стандартных размеров звукопоглощающих панелей, глубиной 7 - 10 см. - чтобы туда вместились 15 мм. панель Heradesign Superfine и 5 см. минераловатная панель, а также остался небольшой запас глубины для формирования небольшой кромки по контуру устройства (но можно делать и "заподлицо" - тогда глубина конструкции будет 7 см.). Если сделать устройство более глубоким, то его эффективность коснётся более низких частот, но рациональность такого решения должна оцениваться по месту... Nujnopodumat.
По размеру девайсов. Если АС полочные и/или общий фонд звукопоглощения в комнате достаточный - можно изготовить устройства по размеру звукопоглощающей панели, 1200 х 600 х 70 мм. Если же используются "напольники" и/или общий фонд звукопоглощения в комнате недостаточный, то желательно сделать устройства большего размера, например, 1200 х 1200 х 70 мм. Можно, конечно, сделать любого размера, но тогда нужно думать о эстетической, технической и финансовой стороне вопроса, поскольку стандартные плиты (1200 х 600 или 600 х 600 мм.) придётся резать и соединять... Oriamnot.
Кстати, первый вариант больше подходит для прослушивания "лёгких" музыкальных стилей, а второй, соответственно, для тяжёлых, поскольку монтаж данных конструкций также скажется на значениях времени реверберации в СЧ диапазоне Smile.
Эти конструкции монтируются непосредственно на поверхность стены без относа.
Если считаете, что панели Heradesign Superfine недостаточно поглощают ВЧ (это несложно проверить экспериментально) - просто обтяните их (без использования клея по всей поверхности!) красивой "звукопрозрачной" тканью с подложенным под неё синтепоном Podmig. Но, думаю, этого не потребуется.
Ещё один момент - при высоте потолка 2.50 м. также желательно обработать площадки первых отражений и на нём... Kaktotak.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
PilyaSega
RE: Об акустической обработке площадок первых отражений / 10-12-2013, 06:16
Сообщение: #4
Dr.Sound, добрый день!
Цитата:Что касается самих конструкций , то изготовить их можно, например, на основе панелей Heradesign Superfine толщиной 15 мм. Нужно изготовить каркас из ДСП толщиной 16 - 18 мм. или деревянных реек, исходя из стандартных размеров звукопоглощающих панелей, глубиной 7 - 10 см. - чтобы туда вместились 15 мм. панель Heradesign Superfine и 5 см. минераловатная панель, а также остался небольшой запас глубины для формирования небольшой кромки по контуру устройства (но можно делать и "заподлицо" - тогда глубина конструкции будет 7 см.). Если сделать устройство более глубоким, то его эффективность коснётся более низких частот, но рациональность такого решения должна оцениваться по месту...
Именно на этих панелях я сейчас и остановился. Сначала тоже думал делать деревянный каркас, но потом подумал, а что если его сделать из тонкого мет. профиля для гипсокортона? Думаю, должно получится неплохо. Каркас сделать размером 120х60см, профиль использовать такой, чтобы вместилась плита "Шуманет-Эко". Каркас монтировать сразу на стену. Затем на него просто прикрутить плиту "Геродезайн" на черные саморезы по металлу, используемые для крепежа того же гипсокортона. Отверстия в плитах, естественно, заранее просверлить. А уже затем чем-нибудь облицевать конструкцию Shaln

Цитата:По размеру девайсов. Если АС полочные и/или общий фонд звукопоглощения в комнате достаточный - можно изготовить устройства по размеру звукопоглощающей панели, 1200 х 600 х 70 мм. Если же используются "напольники" и/или общий фонд звукопоглощения в комнате недостаточный, то желательно сделать устройства большего размера, например, 1200 х 1200 х 70 мм.
АС полочные, напольники не планирую, так что, очень расчитываю, что мне хватит по одной плите на стену.
Есть еще один вопрос.. За головой так же голая стена, до нее 50 см (немного подвинул к ней кресло), по сути является той же площадкой первых отражений. СтОит ли ее глушить такой же конструкцией? Что может при этом пострадать или наоборот решиться в лучшую сторону? Кресло у меня с высокой спинкой, подголовник которой (около 7см поролона+плотный чехол) перекрывает уши. Так, может, этого самого подголовника достаточно, как считаете?

Цитата:Ещё один момент - при высоте потолка 2.50 м. также желательно обработать площадки первых отражений и на нём...
Потолок оклеен пенопластовой рельефной плиткой, не звенит. Пока его трогать не буду, там будет видно.
Shlapa
Dr.Sound
Отдельно хотел спросить про покраску панелей "Герадезайн". Их действительно можно красить только из распылителей? Просто кистью не получится?
Кстати, в продаже появился ак. поролон разных цветов и подходящих размеров. СтОит недорого, есть нужный мне зеленый цвет, но вот, боюсь за его обслуживание - он ведь по-любому будет собирать немало пыли, которую потом не так просто убрать. А по деньгам очень заманчиво, но, думаю, стОит придушить жабу.
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: Об акустической обработке площадок первых отражений / 10-12-2013, 10:34 (Отредактировано 10-12-2013 в 10:35 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #5
Здравствуйте.
Сделать каркас из тонкого мет. профиля для гипсокортона, конечно, можно, но здесь возникает два вопроса - один чисто технический, а второй - функциональный Kaktotak. Во-первых, если монтировать стальной профиль сразу на стену, то, естественно, придётся добавлять ещё по одному профилю с каждой стороны, чтобы "вывести" плоскость для крепления плиты Heradesign. Но в этом случае поверхность каркаса всё-равно придётся "чем-нибудь облицевать" снаружи... Nujnopodumat.
Опять же, эстетическая сторона... Cntogovorim.
Во-вторых, каркас из тонкой стали, находясь в области высокого SPL, будет иметь склонность к вибрациям/дребезгу, поэтому его нужно очень тщательно собирать и оклеивать звукоизоляционной лентой Shuted.
Вывод: с моей точки зрения, гораздо проще, функциональнее и эстетичнее использовать рамочную конструкцию каркаса из ламинированного в нужный тон ДСП или из тонированных и лакированных деревянных реек Good.

В случае использования небольших полочных АС, думаю, вполне "хватит по одной плите на стену", с горизонтальным расположением и захватом первых отражений от удалённой , второй АС. Но это, как я уже говорил, также зависит от общего фонда звукопоглощения в комнате и прочих факторов...

Голую тыловую стену нужно обязательно акустически обработать, например с использованием такого же девайса, как и на боковых стенах, только побольше (или акустического поролона). Девайс следует размещать в проекции площадок первых отражений. В "классическом" варианте на тыловой стене размещается рассеиватель, но, конкретно, в Вашем случае, таки считаю, более рациональным использование поглотителя.
Кресло с высокой спинкой для прослушивания - не самый лучший вариант, но если оно таки используется, то покрытие на нём не должно быть слишком плотным (типа кожа, лидерин и т.п.) - лучше мягкая обивка.

Пенопластовая рельефная плитка не является акустическим материалом, поскольку оказывает влияние только на ВЧ.

Панели "Герадезайн" можно красить только из распылитя и то очень аккуратно, не более, чем в 2-3 слоя. Главное - не допустить, чтобы краска залила поры материала, поскольку это резко снизит его эффективность.

Настоящий акустический поролон отличается от обычного структурой пор, а, следовательно, эффективностью звукопоглощения. Обычный поролон также обладает звукопоглощающими свойствами, но его эффективность существенно ниже. Стоимость акустического поролона известных производителей, таких, как Auralex, Mappysil, Vicoustic и аналогичных им, достаточно высока. А вот, что продают у нас "за недорого", честно говоря, не знаю... Oriamnot.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
PilyaSega
RE: Об акустической обработке площадок первых отражений / 10-12-2013, 11:18
Сообщение: #6
Вы просто не поняли, как я хочу сделать каркас. П-образный профиль крепить перфоратором к стене не так, чтобы обе параллельные стенки смотрели на меня, а, как бы боком. При этом одну из этих стенок заранее обрезать вдоль ножницами по металлу, что бы было удобно крепить. В результате и получится готовое основание для панелей. Два профиля длиной по 60см крепим по краям вертикально и два горизонтально по начерченному на стене прямоугольнику (не выходя за его рамки). Те профиля, что будут вертикально и будут держать панель за счет ребер жесткости, а горизонтальные нужны больше для "шуманета" и облицовки, но и к ним по одному саморезу привернуть. Ширина, а в нашем случае глубина такого профиля и должна быть 5см под "шуманет". На рисунке постарался показать пример - стена и обрезанный с одной стороны профиль.


Прикрепления Изображения
   
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: Об акустической обработке площадок первых отражений / 10-12-2013, 11:31 (Отредактировано 10-12-2013 в 11:31 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #7
Каркас крепить к стене через звукоизоляционную ленту, панель Heradesign также и не двумя саморезами по горизонталям, а надёжно, чтобы каркас не дребезжал. В результате: отверстия в красивой звукопоглощающей панели с чёрными головками саморезов и полное отсутствие эстетичесого оформления... Plachet.
Кстати даже неокрашенная панель Heradesign с моей точки зрения, смотрится очень даже привлекательно (в соответствующем обрамлении, конечно же...) Dream.
Впрочем, решать Вам... Podmig.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
PilyaSega
RE: Об акустической обработке площадок первых отражений / 10-12-2013, 11:36
Сообщение: #8
Спасибо, буду думать дальше. В этом году могу не успеть, но и дальше января откладывать точно не буду. Как что придумаю, обязательно отпишусь.Pivo2
Цитировать это сообщение
Dr.Sound На форуме
RE: Об акустической обработке площадок первых отражений / 10-12-2013, 11:48
Сообщение: #9
На самом деле, в комнатах с недостаточным фондом звукопоглощения с целью максимального использования эффективности пористого абсорбера иногда его каркас делают перфорированным, например, как здесь: http://www.radford.edu/~shelm/acoustics/bass-traps.html или же в стенках фанерного (или из ДСП) каркаса вырезаются большие круглые отверстия, по типу, как в конструкции самолёта для облегчения.
А в некоторых случаях, например, подвешивают девайсы к потолку на значительном относе, что обеспечивает удвоение полезной площади "рабочей" поверхности устройства, так, как работают обе его стороны Dofiga.
Как раз, в таких случаях и указывается значение КЗП более единицы, что, казалось бы, в принципе, является невозможным... Mind.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
PilyaSega
RE: Об акустической обработке площадок первых отражений / 11-12-2013, 07:04
Сообщение: #10
Dr.Sound, добрый день!
Сегодня позвонил знакомому мебельщику, объяснил вкратце, что да как, тот посоветовал не профиль, а деревянный брус 50х50мм. Что скажете, если два таких бруса по 600мм присверлить к стене вертикально так, чтобы они не выступали за нужный размер 1200мм и тем самым, создавали каркас для панели и облицовки? При этом, конечно, теряется 100мм поглотителя, но в длину мне это не критично, главное, чтобы не в высотуCrazy Да и панель можно будет прикрепить на 4 рыжих самореза в ее углах и будет и прочно, и не сильно видно.
Кстати, у меня на левой стене входная дверь, между ее проемом и левой АС выключатель, который придется выносить на панель. Но это не проблема, а вот то, что проем ограничивает место крепления панели, думаю, плохоCrazy Это я про отражения, прилетающие уже от правой АС, они как раз попадают в район обналичника двери. Тут встает второй вопрос, а как быть с панелью на правой стене? Там ведь ее можно прикрепить ближе к задней стене, что позволит поглощать и отражения от левой АС в том числе, но будет нарушена симметрия. Или отражения от дальних АС не так критичны и ими можно в данном случае пренебречь?
Понимаю, что идеал недостижим, так что, может на брусе и остановиться? Что-то другое будет дороже и сложнее.
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer