• Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
Акустическая философия или основополагающие знания по акустической обработке
Dr.Sound Не на форуме
RE: Акустическая философия или основополагающие знания по акустической обработке / 18-07-2015, 09:20 (Отредактировано 18-07-2015 в 11:50 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #11
О принципах работы различных типов НЧ звукопоглотителей.
В общем случае, максимальная скорость и, соответственно, минимальные значения звукового давления имеют место в узлах комнатных мод. И, наоборот, в пучностях комнатных мод звуковое давление имеет максимальные значения, а скорость, соответственно - минимальные.
Помимо этого, непосредственно у отражающих поверхностей (ограждающих конструкций) все НЧ звуковые волны (в том числе и не резонансные) имеют пучности, то есть, опять же, области с максимальными значениями SPL.
Один из зарубежных авторитетов в области акустики помещений приводил аналогию с теннисной ракеткой и мячиком. Рассмотрим момент отрыва мячика от ракетки. Находясь в свободном пространстве, ракетка с размаху ударяет находящийся в покое мячик. При этом, мячик до начала движения (то есть, он всё ещё находится на месте) несколько деформируется/сжимается, а сетка ракетки прогибается. Таким образом, скорость движения мячика равна нулю, а давление, оказываемое на него - максимально.
Теперь рассмотрим, что происходит, когда мячик начинает движение. Он летит с максимальной скоростью, само собой, он не деформирован (сопротивление воздуха перед ним умышленно игнорируем). Следовательно, скорость мячика максимальна, а давление оказываемое на него, соответственно - минимально.
Ну, и в заключение, рассмотрим, что происходит с мячиком во время его соприкосновения со стеной. Мячик останавливается и максимально деформируется. Выводы очевидны... Smile.
НЧ поглотители резистивного типа поглощают скоростной компонент акустической энергии звуковой волны, а НЧ поглотители резонансного типа - компонент давления звуковой волны. Отсюда и принципы оптимального размещения данных устройств.
Однако, некое противоречие в данном вопросе таки присутствует... И касается оно размещения угловых НЧ поглотителей резистивного типа. Многих смущает вопрос размещения резистивных НЧ поглотителей, теоретически предназначенных для установки в "0" областях звукового давления, в угловых зонах, то есть, зонах с максимальными значениями SPL... Mind.
С моей точки зрения, основную роль здесь играет вопрос функциональности помещения - представьте себе комнату, перегороженную вдоль и поперёк массивными акустическими девайсами... То есть, резистивные НЧ поглотители, с одной стороны, заведомо должны быть массивными, а с другой - не превращать музыкальную комнату в подобие склада стекловаты Большая улыбка.
Получается, что найти компромисс в данном вопросе возможно только за счёт размещения абсорберов вблизи отражающих поверхностей, но на максимальном относе от них (например, АК-47) и/или за счёт максимального увеличения толщины акустического материала (пример - Superchunks) - это принцип работы четверть-волнового звукопоглотителя, а также, частично - за счёт увеличения его объёмной плотности и качества структуры.
Андрей Смирнов в одном из своих постов очень понятно обосновал эти компромиссные условия размещения НЧ поглотителей резистивного типа вблизи ограждающих конструкций: "Пористые поглотители работают на продув волокнистого материала, создавая сопротивление движущимся массам воздуха. Поэтому они эффективны не на поверхности стен или пола, а на некотором удалении, поскольку, как известно, на твердых поверхностях скорость колебаний равна нулю. Либо, если все же подобный материал крепится вплотную к стене, следует обеспечить значительную толщину слоя". "Резистивный поглотитель лучше работает в углу, т.к. обладает большей глубиной по сравнению с вариантом "у стены", где сложно поставить изделие глубиной 350-500 мм. ".
Само собой, при этом, поглотители резистивного типа, как поглощали скоростной компонент акустической энергии звуковой волны, так и продолжают его поглощать, то есть, при таком расположении они так и не стали поглощать компонент давления...
Почему именно так? Теоретически, при размещении пористых абсорберов у поверхности стены (не в углу), следует размещать их в областях с минимальными значениями SPL, но при этом, они должны быть ориентированы перпендикулярно оси распространения подавляемой аксиальной звуковой волны. Но насколько функционально приемлемо такое решение? С другой стороны, если расположить абсорбер вдоль поверхности стены, тогда он будет малоэффективным в отношении этой моды, поскольку его основная площадь будет "работать" уже не с ней, а с поперечной модой, в то время, как с продольной модой будет "работать" только вертикальный торец девайса (и то, только, если он не закрыт декоративной рамкой). Получается, что речь таки идёт не о расположении пористых абсорберов на стене, параллельной вектору распространения аксиальной моды, а о их расположении на стене, перпендикулярной этому вектору, что полностью соответствует приведенным выше пояснениям Андрея.
Понятно, что мои пояснения достаточно условны, но общий смысл, я думаю, вполне понятен.
Использование в данном случае акустического материала максимально возможной толщины диктуется тем, что пористый абсорбер, по сути, является четверть-волновым поглотителем (например, грубо, для поглощения звуковой волны с частотой 120 Гц. и длиной, соответственно, потребуется поглотитель резистивного типа толщиной: 340 : 120 = 2,8 м. Это без учёта его объёмной плотности и качества структуры). Таким образом, чем толще акустический девайс (или больше его относ от отражающей поверхности), тем более низкие частоты он способен поглощать Dofiga.
Однако, в реальных условиях приемлемые с точки зрения функциональности помещения, размеры НЧ девайсов резистивного типа ограничены, поэтому их наиболее часто рекомендуемые/используемые размеры обеспечивают НЧ поглощение в частотном диапазоне не ниже примерно 120 Гц. Plachet.
С размещением НЧ поглотителей резонансного типа, думаю, всё более или менее логично. Приведу фрагмент тематического поста Андрея Смирнова: "Можно устанавливать НЧ поглотитель и вдоль стены на участках расположения максимумов комнатных мод. Но уровень звукового давления всегда выше в двугранном углу, чем у поверхности стены. А в трехгранном углу уровень звукового давления выше, чем в двугранном углу. Отсюда и целесообразность того или иного способа размещения поглотителей. Панельный поглотитель лучше работает в углу, т.к. там давление выше". Kaktotak.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Акустическая философия или основополагающие знания по акустической обработке / 26-12-2015, 18:17 (Отредактировано 26-12-2015 в 18:45 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #12
Зачем нужна реверберация в музыкальной комнате, если она уже содержится в в самой записи?
С моей точки зрения, это довольно неоднозначный вопрос... Nujnopodumat.
По моим наблюдениям существует две категории ценителей качественного звука с кардинально разными взглядами на целесообразность присутствия реверберации в музыкальной комнате Kaktotak.
Одни рассуждают так - в исходной записи на фонограмме присутствует всё, что считал нужным включить туда звукоинженер, поэтому любое влияние помещения (отражения), предназначенного для критического прослушивания музыкальных программ, однозначно является вредным, поскольку тем или иным способом искажает оригинальное звучание Stopnegoni.
Другие считают иначе - присутствие в меру выраженной реверберации является физиологической особенностью человеческого слуха. Например, просто сравните звучание музыки или даже обычной разговорной речи в акустически "живой" и акустически "мёртвой" комнате. "Лёгкость", "яркость" и эмоциональность звучания - главный аргумент сторонников данной концепции Ok.
Проанализируем звучание музыкальных программ в заведомо переглушенной и очень звонкой комнатах. В переглушенном помещении звучание воспринимается очень чётко, детально, но, в то же время, глухо, скучно и без каких либо эмоций. В очень звонкой комнате, наоборот, всё звучит "легко", "быстро", "ярко" и эмоционально-вовлекающе. При этом, звучание несколько "смазано", о детальности говорить не приходится, а местами оно откровенно "грязно".
Вывод очевиден - оптимальным является компромиссный вариант. Именно исходя из этих соображений, оптимальным значением времени реверберации в маленьких комнатах являются значения в интервале 0,45 +/- 0,15 сек. Podmig.
Опять же, оптимальное время реверберации для прослушивания лёгкой музыки и вокала может существенно отличаться от оптимума для прослушивания насыщенной "тяжёлой" музыки Oriamnot.
Имеет место ещё одна теория, описанная А.М.Лихницким в статье "О рандомизации фаз". Суть её состоит в том, что за счёт случайного/хаотического взаимодействия реверберационных сигналов, заложенных в записи с реверберацией комнаты происходит "очищение" музыкального сигнала от, так называемой, музыкальной "грязи". Однако сторонники первой концепции считают, что это актуально только для аппаратуры относительно невысокого класса, когда реверберация, типа улучшает качество звучания комплекта, а вот для высококлассной техники - это лишнее... Continue.
Моё мнение по этому поводу следующее - очевидно, отчасти, своими бонусами звучание в комнате с реверберацией обязано формированию в области прослушивания диффузного звукового поля Kaktotak.
Приведу примеры практических случаев, когда помещения переглушиваются сознательно. Это маленькие контрольные комнаты и домашние кинотеатры. В первом случае реверберация не нужна, поскольку звукоинженер должен слышать только мониторы для того, чтобы иметь возможность создавать более или менее универсальные записи в плане тонального баланса и производить тонкие регулировки записи. Во втором случае, звучание, в том числе и реверберация, формируется многоканальной системой за счёт оптимизации временных задержек между АС Cool.
В музыкальных же комнатах звучание формируется только двумя АС и реверберацией комнаты Nujnopodumat.
Ни в чём не пытаюсь никого переубеждать - просто привёл, как я думаю, полезную тематическую информацию, а уж кому что ближе - дело личное, решать только вам Большая улыбка.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Акустическая философия или основополагающие знания по акустической обработке / 05-02-2016, 08:36 (Отредактировано 05-02-2016 в 09:33 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #13
SBIR-эффект и комнатные моды/резонансы - это абсолютно разные акустические НЧ проблемы, хотя и приводят к сходным субъективным ощущениям и изменениям на АЧХ Oriamnot.
Очень кратко и упрощённо Cool.
НЧ резонансы возникают между двумя условно-параллельными массивными рефлексивными поверхностями, а частота резонанса определяется расстоянием между этими самыми поверхностями. В реальных условиях аксиальные НЧ резонансы формируются в трёх плоскостях: продольной (между фронтальной и тыловой стенами), поперечной (между боковыми стенами) и вертикальной (между полом и потолком). Характер субъективного восприятия НЧ резонанса и соответствующие изменения на АЧХ зависят от взаимной позиции АС и точки прослушивания, именно на этом принципе основано большинство методик размещения АС и точки прослушивания в комнате Kaktotak
SBIR или граничные эффекты - это результат акустического взаимодействия НЧ излучателя АС (вуфера и/или порта фазоинвертора) с ближайшими отражающими поверхностями (пол, фронтальная стена, ближайшая боковая стена и ещё учитывается 1/2 расстояния между АС), то есть, в реальных условиях это взаимодействие происходит одновременно в трёх плоскостях. Характер взаимодействия не зависит от размеров комнаты, а частотная область определяется расстоянием между АС и отражающей поверхностью, то есть, чем меньше расстояние, тем выше частота взаимодействия и наоборот. Характер субъективного восприятия SBIR-эффекта и соответствующие изменения на АЧХ не зависят от взаимной позиции АС и точки прослушивания Shaln
Сложность ситуации заключается в том, что на графике АЧХ невозможно дифференцировать резонансы и граничные эффекты, поэтому для этого используются другие графики Nujnopodumat.
И ещё один, очень неприятный момент! При размещении АС вблизи ограждающих конструкций, мы, тем самым, нивелируем слышимые проявления SBIR-эффекта (частота повышается до некритических значений), но, в то же время, как известно, создаются оптимальные условия для максимального возбуждения комнатного НЧ резонанса в этой плоскости. Когда же мы отодвигаем АС от отражающей поверхности, пытаясь ослабить проявления НЧ резонанса, в то же время, слышимые проявления граничных эффектов, наоборот, нарастают... Plachet.
Кстати, теоретически рассчитанные значения резонансных частот и фактические зачастую отличаются и обусловлено это тем, что, в  отличии от идеальных сплошных отражающих поверхностей в теории, на практике приходится сталкиваться с множеством факторов, нарушающих эту "идилию". Например, наличие оконных и дверных проёмов, арок, тонких межкомнатных перегородок, различный конструктив и состав ограждающих конструкций, влияние крупных предметов интерьера и т.п. Continue.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer