• Реклама
  • Реклама
  • Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
О первых отражениях
Dr.Sound Не на форуме
О первых отражениях / 07-07-2019, 16:14 (Отредактировано 08-07-2019 в 09:24 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #1
Чем вредны первые отражения?
Малая временная задержка обуславливает тот факт, что мы не слышим отдельно прямой звук и первые отражения, а воспринимаем их слитно, как один суммарный звуковой сигнал. В то же время, ввиду малых расстояний, первые отражения по сути являются точной копией прямого звука, как по спектру и фазовой составляющей, так и по амплитуде. То есть, в таких условиях, казалось бы, первые отражения - это благо, поскольку они просто усиливают прямой сигнал, практически не искажая его. Кстати, это их свойство активно используется в речевых аудиториях. А относительно небольшое ослабление интенсивных отражений позволяет использовать более маломощные усилители.
Однако также понятно, что чем больше отражение отличается по спектру и фазе от прямого звука, тем в большей степени будет искажён исходный сигнал. Так за счёт чего же может происходить это искажение?
Во-первых, имеет значение разность хода - чем она больше, тем больше временная задержка, тем лучше, поскольку более поздние интенсивные отражения меньше искажают прямой звук. И наоборот. То есть, чем дальше отражающие поверхности находятся от АС и точки прослушивания, тем длиннее траектории ранних отражений, соответственно, тем больше временная задержка и тем меньше искажение прямого сигнала.
Во-вторых, многое зависит от того, какую поверхность имеет ограждение в области площадки первых отражений. Скажем, если это бетонная стена, окрашенная масляной краской с глянцевой поверхностью, то в спектре отражения будут явно преобладать высокие и средние высокие частоты, а звучание приобретёт резкий, "сухой", "кричащий" характер. И, наоборот, если, допустим, что область площадки первых отражений ограждения будет рыхлой пористой (например, саман) и просто побеленной по шероховатой поверхности, то в спектре отражения ВЧ составляющая будет "приглушена", а звучание приобретёт более спокойный или несколько приглушенный характер.
В-третьих, один из самых неприятных эффектов первых отражений - это эффект "гребенчатой фильтрации", наиболее активно проявляющий себя в частотном диапазоне примерно от 200 до 600 Гц. (считается, что выше этого предела наша система "уши-мозг" игнорирует его). Выражается он в том, что какие-то частоты отражения взаимодействуют с такими же частотами прямого звука конструктивно (то есть, в одной фазе, взаимоусиливая друг друга), а какие-то - деструктивно (то есть, в противофазе, взаимоослабляя или взаимоуничтожая друг друга). При этом спектр звучания представляет собой чередующиеся отрезки АЧХ с заведомо высокой и заведомо низкой амплитудами, то есть, напоминает гребень/расчёску. Само собой, это вызывает тембральную окраску звучания.
Ну, и в-четвёртых, интенсивные отражения от ограждений сигнализируют нашей системе "уши-мозг" о реальной локализации стен, потолка, размерах помещения. То есть, даже с закрытыми глазами слушатель понимает, что он находится в маленьком помещении. Этот момент препятствует формированию звуковой сцены, попросту, "ломая" её.
Что же мы можем сделать для нивелирования проявлений интенсивных отражений?
Очевидно, что можно:
1. Увеличить временную задержку, используя в качестве КДП более просторное и широкое помещение или используя вариант размещения АС у одной из длинных стен прямоугольного помещения, или используя максимально удалённое расположение АС от комнатных ограждений;
2. Ослабить интенсивные отражения за счёт поглощения части их акустической энергии, используя широкополосные поглотители;
3. Ослабить интенсивные отражения за счёт перераспределения их акустической энергии в пространстве комнаты, то есть, используя акустические рассеиватели или диффузоры;
4. Ослабить интенсивные отражения за счёт увода их траекторий в стороны от точки прослушивания и переотражения их акустической энергии в другие (тыловые) области пространства комнаты, то есть, используя плоские акустические отражатели (RFZ - reflection free zone).
5. Также можно несколько ослабить первые отражения от боковых стен за счёт разворота акустической оси АС в сторону точки прослушивания (от боковых стен) и/или используя АС с узкой диаграммой направленности.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: О первых отражениях / 08-07-2019, 10:28 (Отредактировано 08-07-2019 в 10:29 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #2
Почему в КДП, в отличие от ДК и контрольной комнаты студии звукозаписи, не рекомендуется слишком сильно ослаблять интенсивные отражения?
Как уже говорилось выше, в КДП обычно добиваются уменьшения амплитуды первых отражений до уровня -5-12 дБ., относительно уровня прямого звука (на графике ETC 0 дБ.).
У ранних отражений таки есть и положительное свойство, а именно, усиление прямого звука (смотри пояснения в предыдущем посте).
Но существует и ещё один важный момент косвенно связанный с акустической обработкой площадок первых отражений - нужно понимать, что активно используя широкополосные поглотители в этих областях, имеющих относительно большую площадь, мы параллельно снижаем общее время реверберации в комнате за счёт увеличения общего фонда звукопоглощения. А поскольку широкополосные поглотители активно поглощают, как СЧ, так и ВЧ, то очень вероятным становится риск "переглушить" акустическую среду. Поэтому нужно или использовать для акустической обработки площадок первых отражений не широкополосные, а СЧ поглотители (перфорированные или щелевые составные резонаторы Гельмгольца, или мембранные СЧ поглотители - щиты Бекеши с отражающей ВЧ составляющую поверхностью), или акустически обрабатывать с использованием широкополосных поглотителей относительно небольшие зоны.
Иногда для акустической обработки площадок первых отражений используют акустические рассеиватели или диффузоры. В некоторых случаях такой подход вполне оправдан, но многое зависит от конкретной акустической ситуации, локализации площадки первых отражений, ну, и индивидуальных звуковых и жанровых предпочтений конкретного слушателя.
Кстати, а вот в площадках вторых отражений (верхняя область тыловой и боковых стен) использовать звукопоглотители, вообще, не рекомендуется - там обычно монтируют звуковые рассеиватели.
При дальнейшем уменьшении уровня первых отражений звучание становится более чистым и чётким, улучшаются характеристики звуковой сцены, но звучание становится более "глухим", теряет "лёгкость", динамичность и эмоциональную составляющую.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer