• Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
Философские размышления о противоречиях в среде ценителей аудио
Dr.Sound Не на форуме
Философские размышления о противоречиях в среде ценителей аудио / 22-03-2021, 12:02 (Отредактировано 25-03-2021 в 19:24 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #1
Философские размышления о противоречиях в среде ценителей аудио.
Постараюсь изложить свою собственную точку зрения касательно данной темы. На ИСТИНУ в последней инстанции не претендую, поскольку, общеизвестно, что фактор субъективизма в данном вопросе играет крайне важную, если не решающую роль. Возможно, кому-то это будет интересно, а кое-кто не согласится и предложит свои варианты видения темы.
"Чтобы не ходить вокруг да около" сразу озвучу, что, с моей личной точки зрения, звуковосприятие (не путать со звуковоспроизведением!) является процессом сугубо индивидуальным, суть, заведомо субъективным и, как результат - определяющим.
Это обусловлено многими факторами: анатомо-физиологическими особенностями строения органов слуха у различных индивидуумов, возрастом человека, собственными звуковыми и музыкальными предпочтениями, опытом прослушивания "живых" музыкальных инструментов и "живого" вокала, опытом посещения концертов, опытом прослушивания различных аудио-систем с разными концепциями построения и разного класса, возможностью слушать музыку на достаточно высоких уровнях и т.д.
Из самого простого - у кого-то вызывает резкое раздражение звук трения пенопластом по стеклу, а кто-то спокойно воспринимает его, как и остальные звуки... Опять же, кто-то предпочитает громкое прослушивание, а кого-то "коробит" даже при повышении громкости несколько выше громкости обычного спокойного разговора.
Как известно, с возрастом восприятие ВЧ составляющей спектра ухудшается.
В отличие от человека, не имеющего достаточного опыта прослушивания "живых" музыкальных инструментов и "живого" вокала, а также опыта посещения концертов, человек, имеющий такой опыт имеет возможность более корректно оценить достоверность, естественность передачи аудиосистемой истинного характера звучания этих самых инструментов и вокала.
Но здесь не менее важным является и вопрос качества самой записи и возможностей аудио-системы...
Опять же! Многие ценители качественного звуковоспроизведения ошибочно полагают, что при определённо высоком классе оборудования реально достичь качества звучания, аналогичного звучанию, скажем, оркестра в концертном зале с хорошей акустикой. К сожалению, это невозможно в принципе! Во-первых, СТЕРЕО, как известно, само по себе, построено на принципе обмана системы "уши-мозг". А во-вторых, это нереально, хотя бы с точки зрения теории ранних отражений. Суть - в оркестре каждый музыкальный инструмент и вокалисты являются обособленными источниками, как прямого звука, так и ранних отражений. В случае же СТЕРЕО системы мы имеем всего два обособленных, но обобщающих источника звука. Дальше, думаю, всё более или менее понятно без дополнительных пояснений.
Ну, и временной интервал прихода к ушам слушателя ранних отражений в просторных помещениях гораздо больше, чем в маленьких комнатах... Это к вопросу о естественной реверберации и диффузном звуковом поле.
Что касается оптимальных уровней прослушивания - эта тема давно и достаточно понятна аргументирована "кривыми равной громкости". Развивать тему, думаю, не имеет особого смысла. Скажу только, из собственного опыта - прослушивание с уровнем звукового давления в точке прослушивания, начиная примерно с 75 дБ. и выше реально открывает "новые горизонты" звуковосприятия. Однако, к великому сожалению, далеко не все могут позволить себе такую роскошь, поскольку живут в типичных малогабаритных квартирах многоэтажек...
Теперь, к вопросу о вечном холиваре между "технарями" и "аудиофилами". Думаю, всё намного проще и одновременно - сложнее. Дело в том, что в этой битве противопоставляются две заведомо крайние точки зрения оппонентов. С одной стороны, это "глухие технари", полностью игнорирующие субъективизм звуковосприятия и для которых истинную ценность представляют лишь результаты соответствующих измерений. Они часто оперируют термином "правильный звук". С другой стороны, выступают "слухачи" - эзотерики, опирающиеся в своих суждениях исключительно на субъективные ощущения и напрочь игнорирующие техническую сторону вопроса. Их описание характера звучания пестрит аллегориями, красками, аналогиями и т.д., и т.п.
Но, ведь никто, думаю, не станет возражать против достаточно простых и понятных вещей:
- большинство из нас ест вкусную пищу, а не полезную/"правильную";
- большинство из нас любят тех женщин, которые нравятся именно нам, а не следуют в данном вопросе неким рекомендациям по поиску "правильных" женщин (брюнеток, блондинок, толстеньких, худеньких, миниатюрных....);
- из обилия предложений большинство из нас выбирает конкретные модели авто, одежды, техники, мебели и т.д. И при этом, у каждого из нас оказывается не так уж и много одинаковых вещей...
И так далее, и тому подобное... Суть - собственно, каждый из нас потому и называется индивидуумом. Все мы разные - и это, опять же, с моей точки зрения, НОРМАЛЬНО!
Возвращаясь к "технарям" и "эзотерикам". Считаю, что "технарь", игнорирующий субъективные аспекты звуковосприятия так же неправ и бесполезен, как и "эзотерик", тупо игнорирующий техническую сторону вопроса. Ведь без "технарей" ни звукозаписывающая, ни звуковоспроизводящая аппаратура просто не появилась бы и не производилась бы вовсе. С другой стороны, аппаратура, в конечном итоге, предназначена для удовлетворения субъективных потребностей конечного потребителя, суть "аудиофила", поэтому не учитывать при производстве этой самой аппаратуры его пожелания и претензии, как минимум, непродуктивно и бесперспективно. То есть, если конечный потребитель не удовлетворён, то и вся бурная деятельность творца "технаря" - "коту под хвост"...
И ещё одно интересное наблюдение. Если, как говорят "технари", скажем в схемотехнике УНЧ, все решения подчинены основной цели, а именно, достижению максимально возможной линейности, и все серьёзные производители, несомненно, её неукоснительно придерживаются, то почему все УНЧ в одинаковых условиях звучат по разному? И это при всём, при том, что большинство УНЧ рассчитываются на одинаковое входное напряжение, одинаковое сопротивление нагрузки и т.д., и т.п.....
Таким образом, секрет "всеобщего счастья и братства", с моей точки зрения, заключается в конструктивном взаимодействии оппонентов, а именно, в гармоничной корреляции между техническими и субъективными аспектами звуковоспроизведения.
Кстати, отсюда следует, как мне кажется, вполне понятное и логичное объяснение того, что производством, скажем, УНЧ занимаются многие высококвалифицированные специалисты-инженеры, а вот, уважения и авторитета в аудиофильской среде добиваются единицы...
Что касается различных концепций построения аудио-систем. В продолжение темы, очевидно, что и этот вопрос также не является исключением, и подход к нему не может не учитывать субъективные приоритеты и предпочтения конкретного индивидуума.
Вообще, с моей точки зрения, различные концепции - это не "лучше" или "хуже", это, скорее, на уровне "кому что ближе". В конце концов, каждая концепция имеет свои преимущества и свои недостатки...
Но и это ещё не всё! Ведь в пределах каждой концепции имеют место самые разнообразные практические реализации, со всеми вытекающими... Поэтому делать какие-либо далеко-идущие выводы на базе ограниченного опыта, очевидно, таки не стоит.
И снова! Одна и та же аудио-система при размещении её в разных помещениях будет звучать очень по-разному. То же самое можно сказать о различных вариантах размещения одной и той же системы в одном и том же помещении.
Для тяжёлых музыкальных стилей больше подходит акустическая среда с относительно небольшим общим временем реверберации, тогда, как джаз, вокал, инструментальная музыка и пр. значительно лучше звучат в более "живых"/звонких комнатах.
Отсюда напрашивается простой, но вполне логичный вывод: каждый должен строить свою аудио-систему исключительно индивидуально, руководствуясь, при этом, своими собственными предпочтениями и приоритетами.

«Прямо или косвенно, все вопросы, связанные со звуком, должны решаться ухом, как органом слуха; оспаривать заключения, которые делаются ухом, уже не приходится».
Лорд Рэлей.

Подведём черту. Получается: кто-бы что ни говорил, кто-бы как ни возмущался, в конечном итоге таки имеем ВКУСОВЩИНУ ЧИСТОЙ ВОДЫ! И самое интересное, что ничего постыдного или ущербного в этом нет, поскольку в основе звуковосприятия лежит СУБЪЕКТИВИЗМ, помноженный на неизбежную КОМПРОМИССНОСТЬ... Думаю, это вполне нормально и естественно.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Философские размышления о противоречиях в среде ценителей аудио / 16-10-2021, 16:17 (Отредактировано 16-10-2021 в 16:18 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #2
Мой пост с одного из популярных профильных форумов Kaktotak.
Позволю себе небольшое философское отступление от непосредственной темы, чтобы бравые боевые технари смогли, хотя бы на минуту, отвлечься от яростной битвы за Истину в последней инстанции, от гневного высокомерного бичевания ненавистных "автидилов" и перевести дух. А то, как врач, я стал серьёзно переживать, чтобы таки ненароком... Oriamnot
Я не большой специалист в Электронной схемотехнике, Электроакустике и Психоакустике, я просто слушатель, суть, КОНЕЧНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ. А ежели я таки конечный потребитель, то, очевидно, что все надсадные потуги полу-богов технарей изначально должны иметь своей главной целью - "наиболее полное удовлетворение всё возрастающих потребностей..."... Smeh.
Главный аргумент технарей - точка зрения неспециалистов субъективна. Целиком и полностью согласен. И это нормально - все мы разные. Но из этого типа следует, что точка зрения специалистов-технарей объективна...?! Mind
Извините! Я тут уже три раза в магазин бегал за попкорном, пока наблюдал один из бесконечных непримиримых технических холиваров на очередном профильном форуме между, как мне кажется, вполне себе серьёзными специалистами достаточно глубоко разбирающимися в теме... Popcorn
И где же та самая объективность? "Лебедь, рак и щука" - вот это, действительно, объективизм?! Казалось бы, все учились в одних и тех же учебных заведениях по одним и тем же учебникам... Или это "битва не на жизнь, а на смерть" между "троечниками" и "отличниками"? Жутко извиняюсь - я, как не специалист, не могу разобраться кто есть кто... Nujnopodumat
Ну, и конечно же, как уже было справедливо замечено, реальная возможность, так сказать, субъективно оценить практический результат работы каждого из участвующих в споре, по вполне понятным причинам, отсутствует... Cntogovorim
Резюмирую. Негоже технарям так беспардонно "топтать" аудиофилов - не продуктивно это и бесперспективно, потому, как оценивать результат работы технарей, в любом случае, таки будет тот самый позорный аудиофил... Как говорил не безызвестный Лорд Рэлей: "Прямо или косвенно, все вопросы, связанные со звуком, должны решаться ухом, как органом слуха; оспаривать заключения, которые делаются ухом, уже не приходится..." Cool
Получается, что, действительно, хороший специалист должен одновременно быть и технарём, и аудиофилом - ну, что бы, так сказать, иметь возможность... Поэтому, давайте как-то более уважительно, по человечески что ли... Podmig
С уважением.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Dr.Sound Не на форуме
RE: Философские размышления о противоречиях в среде ценителей аудио / 16-10-2021, 17:22
Сообщение: #3
И не нужно противопоставлять категории "качество" и "красота" звучания. Кому нахрен нужно "качество" без "красоты", суть, технические суперхарактеристики не коррелирующие с благозвучием?
Музыка - это искусство, так же, как и живопись, и ... Следовательно, звуковосприятие - это субъективный продукт, а значит, главным критерием таки являются субъективные ощущения от прослушивания. И что тогда, подразумевается под критерием "качество"? Ответ очевиден - благозвучие, суть, красота...
Нет, я прекрасно понимаю, что Вы говорите о технической стороне вопроса и этот аспект, действительно и несомненно является крайне важным, а возможно, и определяющим. Но, думаю, не стоит подменять понятие "Благозвучие"/"красота звуковосприятия" понятием "Качество какого-то отдельно взятого технического критерия". Тем более, что, как выясняется, никакой пресловутой объективности даже между специалистами не существует, в принципе...
Проблема в том, что сейчас технари "начнут петь революционные песни" о том, что "Благозвучие"/"красота звуковосприятия" не являются техническими критериями, что это "пустые бредни тупых удифилов" и т.д., и т.п.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer