• Реклама
  • Реклама
Создать ответ 
Практические разъяснения по методике размещения АС
Dr.Sound Не на форуме
RE: Практические разъяснения по методике размещения АС / 19-08-2020, 10:11 (Отредактировано 19-08-2020 в 10:12 , пользователем Dr.Sound.)
Сообщение: #2
(19-08-2020 08:26 )VNV73 писал(а):  Подозреваю, что эффект ТЖЗ (точек живого звука) основан на взаимодействии АС с комнатой и между собой.
Что интересно, когда настроиться на максимально точные и компактные образы, то изменение положения слушателя практически никак не влияет на воспринимаемый звук. То есть, можно сидеть в ТП, в любом положении или ходить по комнате и звук при этом не будет меняться заметным образом.
Размер помещения, скорее всего, никак на это не влияет, как и точное местоположение АС.
Хотя тогда уже колонки стояли по калькулятору комнаты.
смещая АС влево-вправо, вперёд-назад, мы тоже будем заметно влиять на стерео-картину, но это слишком неудобный способ. Гораздо проще регулировать углом доворота. Я считаю, что для любого начального положения АС можно подобрать оптимальный угол поворота.
В случае удачной настройки не нужно будет вообще привязываться к определённой ТП,
Просто для информации.
Ну, во-первых, фразы "Подозреваю, что данный эффект основан на взаимодействии АС с комнатой и между собой" и "Размер помещения, скорее всего, никак на это не влияет, как и точное местоположение АС", очевидно, противоречат друг другу. А во-вторых, полностью игнорируется роль позиции точки прослушивания.
В открытом пространстве стереокартина формируется исключительно за счёт взаимного расположения пары АС и позиции слушателя. В помещениях же к вышеперечисленному добавляется влияние отражений, причём, в малых комнатах, преимущественным образом, интенсивных/ранних отражений.
То есть, позиция ТП (точки прослушивания) в аспекте СТЕРЕО важна не менее, чем позиция АС.
Отсюда становится понятным, что ситуация "... когда настроиться на максимально точные и компактные образы, то изменение положения слушателя практически никак не влияет на воспринимаемый звук. То есть, можно сидеть в ТП, в любом положении или ходить по комнате и звук при этом не будет меняться заметным образом" - невозможна, в принципе. Особенно, если учесть тот факт, что получить диффузное звуковое поле в малых комнатах практически невозможно хотя бы по причине высокой неравномерности АЧХ в НЧ диапазоне.
Несколько фактов из технологии формирования СТЕРЕО. Максимальное качество звуковой сцены достигается только в условиях соблюдения акустической симметрии в зоне размещения АС и вплоть до плоскости точки прослушивания. Это обусловлено тем, что упрощённо, в процессе звукозаписи для формирования СТЕРЕО используются только два основных инструмента - баланс амплитуд/уровней и состояние фаз/временная задержка между каналами, суть, соотношение громкости одного и того же музыкального сигнала из левой и правой АС, а также удалённость (виртуальная или фактическая) слушателя от каждой из АС.
Результат расчёта оптимальной позиции АС на соответствующем калькуляторе или при использовании наиболее популярных методик размещения АС в КДП, имеет своей главной целью ослабление влияния на характер звучания комнатных НЧ мод. А вот качество параметров звуковой сцены, при этом, учитывается только косвенно - соблюдение акустической симметрии и нормализация общего тонального баланса. Именно поэтому, теоретически расчётная позиция АС в подавляющем большинстве случаев является всего-лишь стартовой/исходной и нуждается в тщательном уточнении в привязке к конкретным условиям, а главное - к характеристикам soundstage. Очевидно, именно сей процесс определённая категория аудиофилов и называет ТЖЗ.
Таким образом, размещение АС в пространстве комнаты и их разворот вокруг вертикальной оси не могут быть альтернативой друг другу, поскольку решают некоторые специфические задачи. А вот, то, что для каждой позиции АС и ТП нужно корректировать и угол разворота АС - это вполне логично.
Но снова таки, это ведь зависит не только от акустики конкретной комнаты, но и от качества записи, особенностей звукопередачи аудиокомпонентов и от типа используемых АС (в частности, их диаграммы направленности и фазолинейности).
По поводу разворота АС вокруг вертикальной оси - недавно уже была такая тема: https://hi-fidelity-forum.com/forum/thread-193233.html
Размер КИЗ при развороте АС от ТП может увеличиваться в случае отсутствия акустической обработки площадок первых отражений на боковых стенах или в случае, если устройства, размещённые в площадках первых отражений не обеспечивают достаточного СЧ поглощения или рассеивания в СЧ диапазоне (скажем, простые ВЧ-рассеиватели).
И да, на практике для каждой конкретной пары АС в конкретной комнате возможно найти несколько удачных позиций. И для каждой из этих позиций, как минимум, две позиции ТП с отличающимся, но приемлемым характером звучания. Но это уже дело личного вкуса и предпочтений... И с разворотом АС аналогично.
С уважением.

"Ребята, не бойтесь замахиваться на "БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте сходить "ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
Вебсайт
Цитировать это сообщение
Создать ответ 


Сообщения в этой теме
RE: Практические разъяснения по методике размещения АС - Dr.Sound - 19-08-2020 10:11

Переход:


Пользователи, просматривающие эту тему: 1 Гость(ей)


///end footer